Несмотря на традиционно неустойчивую летнюю белорусскую погоду, многие наши соотечественники уже открыли пляжный сезон. В Беларуси или за рубежом.
И если мужчин в большей степени интересует финансовая составляющая отдыха, женщинам, несомненно, важна часть эстетическая. Нет, не экскурсии, а пляжный образ. Потому рекламные объявления «Похудеть за неделю» – неизменные признаки лета. И пусть после встречи с такими докторами стремительно худеет только кошелёк, многие снова и снова пробуют различные «чудодейственные» средства в надежде избавиться от лишнего веса. А другие так увлекаются в игру под названием «похудение», что оказываются на волоске от смерти.
Она говорит, что с детства не была худощавым ребёнком. Это тот самый случай, когда родители ни в чём не отказывают, но проблемы с ними всё-таки начинаются. У Ани они начались после окончания музыкальной школы. Мама хотела отправить дочь ещё куда-нибудь, а дочь хотела наконец отдохнуть. Так обычно и получается, говорят врачи. Есть целый пласт причин, из-за которых нарушения пищевого поведения появляются. Но всегда есть ещё и стрессовый фактор, который срабатывает, как пусковой механизм. Однажды Аня услышала, как одноклассницы обсуждают её «нехудую» фигуру. И твёрдо решила. Худеть.
Анна: «Диета составляла 500-600 калорий в день, и я начала стремительно сбрасывать до 4 кг в неделю. Сначала стало падать давление, темнота в глазах, головокружение, сложности в учёбе, то, что мне раньше давалось легко, начало вызывать усталость, постоянно спала, сильная сонливость, не хватало энергии вообще, но я была упёртым бараном, который, видя всё это состояние, продолжал худеть. Я очень боялась, что меня снова могут назвать толстой, почему-то это вызывало дикий страх, очень дикий».
Всего за пару месяцев девятиклассница сбросила 19 килограммов. Но диета стала только жёстче. Недели голодовок – это когда за день только литр сока – довели вес девочки с 64 до 37 килограммов. Так она впервые попала в РНПЦ в Новинках со страшным диагнозом «анорексия».
Анна: «Лечение я не принимала, я не могла заставить себя поесть, у меня был страх, я прятала здесь еду, думали, что я ем, а я не ела, в итоге и здесь сбрасывала, не так быстро, как дома, здесь я похудела до 35 потом и попала в реанимацию, потому что сердце уже было на исходе. В итоге дома я снова ничего не ела, целью моей ещё в больнице было выбраться отсюда и снова начать худеть, дохудела я до 33 кг за две недели. Дома я не ела почти ничего. Пытался папа меня держать, а мама кормить, но ничего не получалось».
Светлана Мельгуй, заведующая отделением Республиканского научно-практического центра психического здоровья: «Если говорить в целом, анорексия, булимия и нарушения пищевого поведения в целом затрагивают проблемы взросления, самостоятельности, автономии, ответственности за это, очень много проблем. То есть тогда, когда я не могу что-то решать в своей жизни сама, у меня есть какие-то затруднения – достижение целей, общение со сверстниками, то я начинаю наказывать собственное тело за это. За свои неудачи, промахи, потому что других способов нет».
Завотделением для лечения расстройств пищевого поведения констатирует – всё последнее время мы перегружены. И это не потому, что стало выявляться больше случаев, – уже много лет в Беларуси худеют катастрофически около 900 человек в год, – дело в том, что сейчас стали раньше диагностировать.
Валерия Левитина – одна из самых худых женщин на планете. Рост 171 сантиметр. Вес – 25 килограммов. Можно удивляться, но в Беларуси живёт похожая девушка. Весит она 26 килограммов при росте в 172 сантиметра. Анорексия – очень серьёзная болезнь, вытянуть девочку из которой порой не удаётся врачам, а удаётся только шоку. Аня Жолобова, которая для многих была символом борьбы с лишним весом, умерла 3 года назад. Только после этого её сестра-близнец вернулась к здоровому весу.
Тане 36 лет, и из них 18 она болеет. На путь борьбы с собой, а вернее с лишними килограммами, она встала ещё в вузе. Просто лучшая подружка заметила, что она «полная». Спорт, которым занялась тогда Таня, только превращал жир в мышцы, а хотелось похудеть…
Татьяна: «Я даже не очень помню, как это произошло, но я переела и меня стало тошнить, я попыталась вызвать рвоту… То было один раз. А потом как-то ещё раз, и я подумала: эврика! Теперь, если что, не надо себе так страшно во всём отказывать при всей моей любви к салу. Соответственно можно есть и вызывать рвоту. У меня был список разрешённых продуктов, которые я могу оставить внутри организма, не вызывая рвоту, и запрещённых, попадание которых в организм даже в очень небольших количествах, то бишь кусочек колбаски, надо обязательно идти в туалет…»
Она и не помнит, как потерялась в этой борьбе. 30 килограммов были уже сброшены, а вызывать рвоту после еды Таня не переставала. В медицине это называется булимией. Она говорит, для того, чтобы избавиться от еды, ей уже давно не нужно совать пальцы в рот. Достаточно просто напрячь пресс и наклониться…
Татьяна: «Срывом я называю ситуацию, когда у меня есть много продуктов и я вызываю рвоту, пока их все не съем. И я могу это делать в течение всего дня, то бишь я ем, пошла вызвала рвоту, опять села есть. Процесс рвоты у меня абсолютно аппетит не отбивает, вызвала рвоту – и так пока не кончатся продукты».
Худеть или не худеть – фэшн-индустрия уже давно навязывает миру свой ответ на вопрос. Ведь дизайнерам нужен шаблон. Не будешь же для каждой шить по её размеру. А пока дизайнеры сначала шьют, а потом ищут моделей, модели худеют. А что делать – конкуренция-то гораздо выше, чем модельный рост.
Татьяна Ринейская, модель: «Там с тобой не будут церемониться: не подходишь по параметрам – до свидания. Девочки со всего мира съезжаются в одну точку , кого-то выбрали, кого-то нет, и это такая лотерея, ты никогда не знаешь, выберут тебя или нет. И ты начинаешь принимать это на свой счёт и начинаешь с собой что-то делать».
Умница, красавица, известная белорусская модель, говорит, сама была подвержена этому веянию. Пока не поняла, что лучше правильного питания не может быть ни голодание, ни белковая диета Аткинса, на которой сейчас сидят многие её коллеги.
Татьяна Ринейская, модель: «И в том, и в другом случае, к сожалению, результат плачевный. Девушки худеют, но это очень всё кратковременно, и затем, когда они снова возвращаются к своему питанию, они набирают ещё больше. При этом портится естественно здоровье, это влияет и на психику, и на всё остальное…»
Певица Анастасия Тиханович с весовыми качелями столкнулась не единожды.
Анастасия Тиханович, певица: «Если это всего лишь недельная диета с урезанием вообще всей еды на воде и на воде, то потом вы всё равно. Невозможно потом не вернуться к еде, и это всё с новой силой возвращается, избавиться от этого сложно»
Первый залог успеха в голове, уверена певица. Сначала внутренние изменения, потом – внешние. Ведь если кто-то требует от тебя похудеть – уже неважно, любимый человек или общество, – ничего не выйдет. Ведь на самом деле, боком, в прямом смысле слова, выходят именно внутренние проблемы. Когда с ними было покончено, певица перешла ко второму этапу. И обратилась к диетологу. Питается она теперь каждые 2 часа. Но другими продуктами.
Анастасия Тиханович, певица: «Самое интересно, что все говорят: а как же, мне нужно на работу, куда-то ехать, где я буду брать все эти продукты. Это всё отговорки. Есть симпатичные контейнерчики. И вот в такие контейнерчики ты себе накладываешь всё, что тебе нужно скушать, и спокойно с собой это носишь-возишь».
Татьяна Романовская, врач-психотерапевт: «Ожирение – это болезнь. И у каждой болезни есть свои причины. И в зависимости от этой причины эффективность тех стратегий, которые предлагает себе человек, может быть очень хорошей: изменение стиля питания, допустим, стиля физактивности. С другой стороны, если за ожирением стоит психосоматическое заболевание, заболевание эндокринной системы, расстройство пищевого поведения, то неправильная стратегия снижения веса, допустим резкое ограничение еды, приводит к тому, что человек просто не в состоянии удержать вес».
Худеть нужно правильно – доказывают диетологи и психотерапевты. И если на весах сначала минус 20, а потом плюс 25 – похудеть без специалиста получится вряд ли. В 80% случаев при ограничении количества пищи люди начинают страдать диетической депрессией. И это при том, что лечится ожирение именно… едой.
Татьяна Романовская, врач-психотерапевт: «Задача нашей программы – это нормализация пищевого поведения, то есть создание тех пищевых привычек, которые позволяют снижать вес и удерживать его на протяжении жизни. Второе – это диетологическое просвещение. В принципе, чтобы научиться разбираться в еде, конечно, нужно получать специальное знание, но это просто. Банальные вещи: я всегда считаю, что есть нужно то, что ели наши бабушки и дедушки. Чем меньше пища обработана человеческими руками, тем лучше она подходит для нашего пищевого рациона».
Есть медленно, правильные продукты и только когда голодна, а не утешаться едой, Ирина начала 4 года назад, когда пришла в центр для похудения. Шла с трудом. Всё-таки 112 килограммов при росте 168 летать не позволяли. Во всех смыслах.
Ирина Сенькович: «В состоянии стресса, в котором я находилась, и заедания постоянные ни к чему хорошему не приводили. Низкая самооценка, низкий уровень внутреннего «Я», человек сам себя не любит, какое настроение – никакого позитива. И буквально за четыре дня я начала летать, я за первый месяц сбросила 9 килограмм».
Врачи привили Ирине те самые правильные пищевые привычки и научили правильно считать калорийность. Тем более что перед глазами были десятки положительных примеров.
Ирина Сенькович: «Это уже настолько вошло у меня в привычку за 4 года, что я сейчас захожу в магазин, я смотрю на продукты не с точки зрения вкусно или невкусно, а с точки зрения, сколько это калорий, насколько это хорошо для моего организма».
Она смеётся: деньги, которые отдала за помощь в медцентре, потом сэкономила на еде. Да и какие деньги, если тут минус 42 и прощай навсегда 60-й размер. Правда, и булки тоже прощайте…
Ирина Сенькович: «Больше всего что мне нравится в этой системе? Что нет запретов, нет ни одного продукта, который кушать нельзя, можно кушать всё, но есть определённое количество калорий, которое ты съедаешь в день, и надо каждые 4 часа кушать мелкими порциями медленно, но часто. И ты просто понимаешь, что если я сейчас съем эту булку, то я останусь голодной, а голод провоцирует обратную реакцию – организм начинает накапливать жир, назад возвращаться уже не хочется».
Ягоды Годжи, жевательная резинка для похудения, мази, браслеты. Для тех, кто хочет меняться быстро, ничего не делая, индустрия предлагает широчайший ассортимент. Заманивают банально: акция, скидка, только сегодня и доктор Пупкин советует. О том, что никакой клиники НИИ «Питание» нет и в помине, человеку думать уже некогда. При этом на таких сайтах нет никаких реальных координат продавца. Вы сами заполняете форму заказа и уже затем вам перезванивает оператор. Посылка приходит по почте. А дальше – взятки гладки.
Сергей: «Звонили с жалобами, типа товар некачественный, не помогает, верните деньги. Получалось, что клиент вернуть деньги не мог никак, потому что компания использовала IP-телефонию для связи с клиентами. То есть это односторонняя связь и клиент никак не мог связаться, кроме как сделать новый заказ. А когда он делал новый заказ, его отправляли в техническую службу поддержки, и это был уже мертвый случай, т.к. человек хотел обратиться в фирму, а фирмы формально не существовало, то есть она была зарегистрирована где-то в Санкт-Петербурге либо в Москве (без разницы, на вымышленный адрес, на вымышленное юридическое лицо), и никак эту фирму невозможно было отследить».
Этот человек очень недолго проработал в конторе, которая в Беларуси оформлена как колл-центр. На самом же деле фирма в интернет-сети продает на Беларусь, Россию и Казахстан те самые чудодейственные средства для похудения, ни одно из которых ещё никому не помогло. Задачей оператора Сергея было за один звонок впарить клиенту как можно больше товара. Мол, купите сразу 4 упаковки, чтобы потом не переплачивать за доставку. Суть ясна – клиент сюда больше не обратится. Но и деньги свои уже никогда не вернёт. И пока кто-то будет безуспешно худеть, кто-то на его деньги и дальше будет жировать.
Сергей: «Нас в фирме было 60-70 таких операторов, которые принимали заказы, разговаривали с клиентами. Также было порядка 10 менеджеров, плюс ещё верхушка звена. Люди, которые добавляли новые товары, рекламировали его на просторах Интернета, то есть занимались рекламой этого товара. В среднем доход менеджера обычного, который принимает заказы, был от 7 до 8 миллионов. У наших начальников там были цифры раз в 5-6 больше. Про верхушку звена я вообще не знаю, что сказать, там были какие-то баснословные суммы».
…Недавно папа с мамой купили Ане собаку. В итоге за последние три недели девочка поправилась на 10 килограммов. Уж очень хочется из Новинок домой, но главное, пусть и только таким способом, она, наконец, поняла… А её соседка по палате Таня спустя 18 лет борьбы с весом методом булимии наконец осознала, что уже давно имеет свои идеальные 55 килограммов.
Тем временем один из лучших специалистов в стране Светлана Мельгуй продолжит и дальше объяснять простую истину. Ведь для начала стоит перестать съедать себя изнутри, а потом уже, как Анастасия Тиханович, задаваться вопросом. Но при этом помнить, что мир и люди в нём – это не клоны. Несмотря на то, что говорят общество, СМИ и их стандарты красоты.
Подписывайтесь на нас в Telegram