Полным ходом идёт подготовка к военному параду в честь Дня Независимости. Откроют его раритетные фронтовые танки, за ними пойдут современные образцы техники, в воздух поднимутся боевые самолёты.
К слову, накануне исполнилось 80 лет Минскому центральному аэроклубу ДОСААФ. Созданный ещё до войны, в 1934 году, он один из немногих на территории бывшего СССР сумел сохранить свою базу и традиции. История аэроклуба неразрывно связана с историей страны. В годы Великой Отечественной 15 выпускников клуба – военных лётчиков – стали Героями Советского Союза. И на крыло курсантов здесь ставят до сих пор.
У Георгия Кобякова, а ему всего 15, ещё нет водительских прав, а он уже управляет настоящим самолётом. Пока освоил Як-52. В Минский аэроклуб он пришёл два года назад. Изучив устройство самолёта вдоль и поперёк, сел за его штурвал и уже налетал 15 тренировочных часов. Правда, пока под присмотром инструктора. Налёт, по меркам большой авиации, более чем скромный, но есть к чему, точнее к кому, стремиться. Дед Георгия – военный лётчик-истребитель.
Самым юным курсантам аэроклуба – по 8 лет. С такого возраста готовят в парашютисты. Несколько лет новобранцы, пока не наберут нужный вес, прыжки совершают в паре с инструктором. Большинство тех, кто сегодня занимается авиаспортом, в клуб пришли сами, однажды увидев шоу на аэродроме Боровая под Минском или побывав с родителями в самолёте.
Изначально, как и другие аэроклубы в Советском Союзе, Минский создавался в 1934 году с одной целью – готовить кадры для армии. Практически все военные лётчики 1941 года были выпускниками подобных аэроклубов. Только Минская школа для фронта подготовила около тысячи летчиков и парашютистов, из них 16 стали Героями Советского Союза. После войны название и статус аэроклуба не раз менялся, обновлялся авиапарк. В ближайшие годы авиационно-спортивный комплекс поменяет адрес. Минский клуб переедет на аэродром Липки, где созданы лучше условия для подготовки авиаторов.
Многие выпускники Минского аэроклуба бороздят воздушное пространство далеко за пределами Беларуси, управляют гражданскими и военными самолётами, несут боевое дежурство, испытывают новую технику и обучают мастерству воздушных пируэтов новобранцев. Один из воспитанников аэроклуба знаменитый лётчик-испытатель Евгений Фролов в мирное время стал Героем России, его именем названа одна из фигур высшего пилотажа «Чакра Фролова».
Несмотря на занятость, Евгений Фролов, как и другие не менее легендарные офицеры ВВС, прибыли в Беларусь, чтобы отпраздновать 80-летие Минского аэроклуба. Это и космонавт Олег Новицкий, который ещё недавно провёл полгода на орбите, космонавт Пётр Климук, трижды покоривший Космос, и даже телеведущий Леонид Якубович, для которого авиация – главное увлечение жизни. Ради неба народный артист и телеведущий в свои 57 лет получил свидетельство пилота коммерческой авиации 3-го класса с правом управления Як-40.
4 июля отметит свой небольшой юбилей – 5 лет с момента образования – и первый белорусский музей авиационной техники. Под открытым небом 35 экспонатов. Самолёты и вертолёты до – и после – военных лет аэроклуб собирал буквально по крупицам и восстанавливал своими силами. Есть и бывший правительственный самолёт и старенький Як-18, на таком свои первые учебные вылеты совершал Юрий Гагарин. На днях, буквально к юбилею, музей пополнился ещё одной машиной – истребителем-перехватчиком Су-27. Его модификации стоят на вооружении ВВС России, стран СНГ в Индии и Китае.
Знакомством с техникой на земле праздник не ограничился. На авиационное шоу в посёлок Боровая приехали тысячи зрителей. Открывали программу парашютисты – с прыжками с минимальной высоты в 200 метров. В небе то внезапно появлялся «крепкий орешек» Ми-26, то проносились «стальные грачи» Су-25, то зависали «летающие танки» Ми-24. Фигуры высшего пилотажа на безмоторном планере, петля Нестерова, во время которой центробежная сила, прижимающая лётчика к сидению, в пять раз превышает вес самого лётчика, бочки на вертикали, штопоры, пикирование. Такое лучше один раз увидеть.
В начале мая здесь же, в Боровой, спортсмены минского аэроклуба установили национальный рекорд. 20 парашютистов отделились от вертолёта на высоте более четырёх километров, создали в воздухе фигуру, похожую на огромную звезду и, продержавшись более четырёх секунд, разошлись в разные стороны.
Экипажи то бросали крылатые машины в крутое пике, то внезапно включали форсаж и через несколько секунд исчезали в облаках. Воздушные пируэты и реактивный рёв двигателей приводили зрителей в восторг. Около часа они смотрели на небо, откуда в ответ им дружелюбно взмахивали крыльями железные птицы, укрощённые человеком.
За 80 лет существования минский аэроклуб подготовил более 10 тысяч парашютистов и лётчиков – профессионалов, любителей спортсменов. На счету последних почти 60 мировых всесоюзных рекордов в управлении техникой и выполнению фигур высшего пилотажа в небе.
После освоения базовой программы молодым лётчикам предстоит освоить высший пилотаж. Пока это только мечта. Но через три-четыре года, возможно, кто-то из них будет представлять Беларусь на международных соревнованиях. Откуда в последнее время белорусские спортсмены неизменно привозят золото. А на парадах многочисленные зрители и военные атташе будут снова и снова восхищаться умениями лётчиков и понимать, что Беларусь под надёжной защитой.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram