Беларусь и Сербия нацелены на увеличение товарооборота – хорошие условия для этого создало соглашение о свободной торговле, подписанное ещё в 2009 году.
Неплохие перспективы у стран и в промышленной кооперации. Тем более что успешные примеры есть – на Балканах собирают белорусские тракторы и автобусы.
Йован Божич с самого детства работает на земле. Впервые взялся за руль трактора в 5 лет, сидя на коленях у отца. Теперь профессиональный механизатор уже сменил не один трактор. На белорусский сел три месяца назад.
Йован Божич, механизатор: «Это очень надёжный трактор. Он не закапризничает из-за высокой температуры, нагрузки или других тяжёлых условий. В сравнении с теми тракторами, на которых я раньше работал, “Беларус” берёт мало масла. Это притом что ему уже 10 лет. Лучше него, наверное, будет только новый “Беларус”».
Новые белорусские тракторы собирают буквально в 30 километрах от того места, где работает Йован, – на совместном производстве в городе Нови-Сад. В год с конвейера сходит около 500 машин, но производство быстро набирает обороты.
О госзакупках сельхозтехники в Сербии речь не идёт – более 90% земли здесь в частных руках, поэтому белорусский трактор – это осознанный выбор фермера. В сельской местности живёт почти половина сербов, и именно аграрный сектор – важнейшая часть экономики страны, которую европейские эксперты из-за динамики развития уже называют балканским тигром. Хотя в сравнении с бывшей Югославией, включавшей в себя шесть республик, нынешнюю семимиллионную Сербию сложно назвать большой. Официальные власти юридически добавляют к этой цифре ещё 2 миллиона жителей Косово. Однако, по сути, Приштина ещё с начала 2000-х ведёт независимую от Белграда жизнь. Полуразрушенные здания безмолвно напоминают о том, что 15 лет назад самолёты НАТО сбрасывали на сербские города бомбы и ракеты. Не забывают сербы и о том, как в разгар войны поддержать их прилетел Президент Беларуси.
О белорусской помощи во время наводнения активно рассказывали местные журналисты, поэтому образ Беларуси здесь ассоциируют с надёжным плечом.
Александр Лукашенко посещает Сербию в четвёртый раз. И каждый визит можно назвать знаковым в двусторонних отношениях. Товарооборот, в начале 2000-х стремившийся к нулю, сегодня почти 200 миллионов долларов. Помимо белорусских тракторов, собирают в Сербии и автобусы Минского автомобильного завода. В ближайшее время могут открыться сразу несколько предприятий по выпуску комбайнов и другой сельхозтехники. Ведутся переговоры о возможной сборке в Сербии белорусских лифтов. А сербская компания в Гомельской области построит завод по производству соков.
Глигорие Веселинович, начальник сектора международного сотрудничества Министерства сельского хозяйства и защиты окружающей среды: «Достигнута договорённость о взаимодействии в сфере животноводства, семеноводства, с научно-техническими институтами, в области генетики. Очень много проектов в машиностроении. Визит белорусского Президента этот процесс значительно ускорит».
Сегодня Сербия – официальный кандидат на вступление в Евросоюз, однако сближение с ЕС не должно помешать тесным связям с Беларусью. Напротив, сербские власти хотят использовать эти векторы с двойной выгодой и через белорусские двери иметь доступ к рынку недавно образовавшегося Евразийского экономического союза. Примерно такие же перспективы и у Беларуси. Если Сербия войдёт в ЕС, товары совместных предприятий автоматически окажутся на рынке Евросоюза. Все составляющие, чтобы осуществить эти планы, уже есть. Это желание бизнеса, настрой простых обывателей, а главное – политическая воля.
Подписывайтесь на нас в Telegram