29 апреля в Минске по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета стало известно, что Договор о Евразийском экономическом союзе будет подписан уже 29 мая. В Астане. Все ограничения, смущавшие Беларусь, Россию и Казахстан, урегулированы. Впрочем, некоторые вопросы всё же будут решаться во время двусторонних встреч.
Ещё до встречи трёх Президентов 29 апреля эксперты прогнозировали, что результаты обсуждения, каким быть Евразийскому экономическому союзу и когда подписать договор, будут сложными и неоднозначными. Так и вышло. Пожалуй, впервые за многие годы руководители трёх стран были весьма сдержанны в комментариях. Правда, Александр Лукашенко со свойственной ему прямотой и на правах хозяина саммита пояснил позицию Беларуси.
Именно по поводу ограничений и изъятий и возникли между странами наиболее трудные споры. Так что же такое – ограничения и изъятия? Это меры, с помощью которых Беларусь, Казахстан и Россия защищают свои рынки, своих производителей товаров и услуг. Например, чтобы попасть в Россию с грузом из третьей страны, белорусскому автоперевозчику нужно иметь разрешение, которое выдаёт российская сторона. Но Россия, защищая интересы собственных автоперевозчиков, выдачу таких разрешений ограничивает, устанавливая квоты. Год назад в законах Таможенного союза – а это действующий предшественник Евразийского Экономического Союза – было 800 изъятий и ограничений. Сегодня около полутысячи уже согласовано и от всяческих ограничений избавлено. И чтобы создать этот самый Евразийский экономический союз, трём странам нужно как минимум отказаться от амбиций и где-то поступиться принципами. Но всё старо как мир – отказываться-то нужно уже сегодня, а новая выгода когда ещё будет!
Арсений Сивицкий, политолог: «Глава государства и отметил, что имеет смысл подписать Договор через десять лет, когда все изъятия будут отменены. И в этих словах есть логика, потому что, к сожалению, пока мы не получили того самого кумулятивного эффекта от слияния наших экономик, который мы ожидали в начале интеграционного пути».
И здесь самый чувствительный белорусский вопрос – таможенные пошлины на углеводороды. Беларусь, покупающая у России нефть, перерабатывая её и поставляя на экспорт, рассчитывает – и это логично – чтобы экспортные пошлины (почти 3 миллиарда долларов в год) поступали в белорусский бюджет. А официальная Москва считает, что эти пошлины должны поступать в российский бюджет – мол, нефть-то изначально российская и отпускные цены для Беларуси – ниже европейских. Но Беларусь-то её купила. И переработала за свой счёт. Этот вопрос пошлин уже выведен из обсуждения тройкой – договариваться Минск и Москва будут в двустороннем формате.
А на встрече во вторник Президенты всё же отметили – возможность успеть согласовать все вопросы по изъятиям и ограничениям и уже 29 мая в Астане подписать Договор о Евразийском экономическом союзе есть. Хотя разговор в Минске был весьма серьёзным и продолжительным. К журналистам, которые ждали трёх Президентов несколько часов, в итоге вышел Виктор Христенко, который пояснил, что по всем спорным позициям Президенты, в основном, договорились.
Не позднее 2025 года у трёх стран появятся общие рынки нефти, нефтепродуктов и газа. Ещё раньше на несколько лет начнёт работу общий рынок электроэнергии. Кстати, подобный путь прошёл и Евросоюз – когда ещё в середине прошлого века появилось европейское объединение угля и стали. Это и стало фундаментом для объединения Европы. Вполне логично, что Евразийский союз тоже выбирает уже апробированную модель.
Георгий Гриц, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации: «Единое экономическое пространство – это эволюционный процесс. И он завершается к 2017 году. Сегодня у нас 2014 год. Ничего трагичного не происходит. Мы просто пытаемся ускорить процесс. Углубление – это правильно, но спешить… Не всегда это целесообразно».
Действительно, дом начинают строить не с крыши. Нужны прочный фундамент и надёжные стены. Кстати, подобные классические подходы исповедует Всемирная торговая организация, в чьих постулатах закреплены два принципа: «Согласовано всё или ничего» и «Согласовано со всеми или ни с кем». В том, что Беларусь, Казахстан и Россия всё-таки договорятся и создадут новое мощное интеграционное объединение, больше уверенности, чем сомнений. Такая перспектива просматривается даже из других столиц. В евразийские двери уже активно стучатся Кыргызстан и Армения. Причём Ереван готов подписать документы по присоединению к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству уже в этом году.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram