Чиновники должны работать по совести, а жить по средствам. Государство объявило масштабное и бескомпромиссное наступление на коррупцию.
Это суть довольно большой части Послания Президента. Наиболее громкие и интересные заявления он сделал после подробного рассказа сразу о нескольких крупных коррупционных делах: от золотого слитка до домика на Канарах.
«Ни одна страховая компания не поверит моей расписке! – Это если договориться с управляющим, деньги все любят. – Запомните, джентльмены! Эту страну погубит коррупция!» (х/ф «Человек с бульвара Капуцинов», 1987 г., режиссёр А. Сурикова)
Эту известную фразу, ставшую легендарной, можно адресовать не только героям времён Дикого Запада, но и вполне цивилизованным странам. Деньги действительно любят все, а потому и соблазн пополнить собственный карман различными способами есть у многих. Тема коррупции не обошла, увы, и Беларусь. Брали и берут. Только за последний год количество уголовных дел по таким преступлениям увеличилось на треть. А это значит, что у правоохранительных органов эта тема на постоянном контроле. Борется с этой напастью и государство: идеологически, политически, законодательно. Вот и в президентском Послании народу и парламенту соответствующей фактуры хватало.
Среди всех фактов взяточничества не хватало только, пожалуй, поборов борзыми щенками. Хотя исключать этот гоголевский сценарий тоже нельзя: слишком скрытый вид преступности, и поэтому в тома уголовных дел попадает не всё. Тем не менее борьба продолжается – в прошлом году только по факту взятки следователи возбуждали четыре уголовных дела в день. Подмечено: мздоимство хорошо себя чувствует при круговой чиновничьей поруке. Как говорится, рука руку моет.
Что и говорить – повод для тревоги есть. Даже если воспринимать международные рейтинги с поправкой на политическую симпатию или антипатию, по уровню коррупции Беларусь пока за пределами первой сотни наиболее благополучных в этом отношении стран. Данные за прошлый год международной организации Transparency International – увы, но у нас только 123-е место. На фоне России, Казахстана и тем более Украины – неплохо, но если сравнивать с некоторыми другими ближними или дальними соседями – есть к чему стремиться. Так как же противостоять коррупционной гидре? Может чиновникам стоит больше платить? Чтобы не было соблазна? Не зря же в госструктурах мрачно шутят, мол, плохому сотруднику взятку не предложат.
Владимир Ковалкин, политолог: «На самом деле, коррупция с размером зарплат связана, но достаточно слабо. Не так сильно, как нам кажется. Даже если платить огромные деньги чиновникам – это далеко не единственный метод, который убережёт их от коррупции. Нам необходимо модернизировать всю систему борьбы с коррупцией. Об этом говорил и Президент – нам надо работать в профилактических мерах, не допускать и повышать раскрываемость коррупции. В том числе привлекать общество и бизнес».
Эксперты предлагают сразу несколько вариантов решения проблемы. Обязательная прозрачность принятия чиновниками решений. Контроль за качеством и сроками подготовки документов. За исключением содержащих государственную и коммерческую тайну они должны публиковаться в открытом доступе. Ещё один шаг – обязательная защита тех, кто сообщает о случаях коррупции. И наконец, вероятно, нужен своеобразный кодекс чести госслужащего. Пока же среднестатистический портрет взяточника рисуется легко. При этом конкретное место его работы – факт второстепенный. В какое бы кресло ни пересаживался, привычка брать остаётся. Ибо привычка – вторая натура.
Юрий Ткачук, заместитель начальника отдела главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД Беларуси: «Этот человек, он тем же и остался. Это чиновник, который может использовать своё служебное положение в корыстных целях».
Вслед за президентским Посланием коллегия МВД рассматривала вопросы борьбы с коррупцией. В частности, подготовлены законопроекты, в которых ужесточается ответственность мздоимцев. Не исключено, что в Беларуси, если вдруг чиновник живёт явно не по официальным средствам, даже появится так называемая презумпция вины.
Эдуард Никитин, начальник главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД Беларуси: «Если у них расходы превышают доходы, то источник происхождения этих средств они будут обязаны доказать. В противном случае прокуратура будет иметь право в предъявлении иска с изъятием этих денежных средств в доход государства. Это находится сейчас на рассмотрении, проходит по этапу до облечения в законодательную форму».
В рейтинге самых коррумпированных отраслей лидирует промышленность. На втором месте – госаппарат, замыкает тройку агропромышленный комплекс. Также в пятёрку входят здравоохранение и образование. В современном обществе алчность часто кладёт на лопатки непредвзятость. Кристально чистых и честных чиновников найти трудно.
С начала года взяточники причинили ущерб государству уже более чем в Br10 млрд. И ведь это лишь верхушка коррумпированного айсберга! Ведь никто не считал упущенную выгоду предпринимателей, которые верили, к примеру, в честные тендеры. Юрий Сулим из Гомеля 14 лет в бизнесе и говорит, что знает не понаслышке, что такое «сунуть в лапу». Самому давать не приходилось, за что и терял выгодные контракты, а вот друзья-бизнесмены едва ли не каталог составили – кому, сколько и за что.
Государство намерено бороться с коррупцией самыми жёсткими методами. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. В противном случае коррупция просто беспощадно его разъест. Как коррозия. Не случайно же эти слова так похожи. В Китае для защиты госаппарата применяют весьма действенное антикоррозийное средство. На днях вот опубликовали такие данные: с 2000 года в этой стране расстреляны за коррупцию около 10 тысяч чиновников, ещё 120 тысяч получили по 10-20 лет заключения. Скажете – при такой численности населения могут себе позволить? Шутки шутками, но уверяют, что в Пекине на снижение уровня коррупции это повлияло. И даже поспособствовало росту экономики.
Подписывайтесь на нас в Telegram