в Беларуси открыли первый музей яйца – пасхального и не только. Ведь белорусы окрашивать яйца стали задолго до того, как приняли христианство. Яйца, конечно, принято считать десятками, но в посёлке Избино Вилейского района их собрано почти три сотни.
«Эта техника осваивается на штришке. Участвует воск и инструмент – писачок, или писало, – можно брать вообще шпилечку для волос…» Или гвоздик в карандаше. И абсолютно не важно, варёное ли яйцо. Движения отрывистые. Словом, многовековая техника – дело наживное. Те, кто овладел ею в совершенстве, уверяют: приклеивающиеся в кипятке так называемые писанки и яйца выеденного не стоят.
Наталья Сидерчик, мастер-художник: «Мы сейчас делаем писанку – то, что пишется, если я на яйце наставлю точечек – это будет кропанка, а если просто покрасить яйцо – это будет крашенка».
В любом случае краситель натуральный – луковая шелуха – морально не устаревает. В горячей воде воск постепенно тает и всплывает. Если так яйцо проварить – результат стопроцентно гарантирован.
«Воск сходит, а то, что мы закрасили воском, и остаётся нашим рисунком». Теперь можно читать зашифрованное послание.
Ксения Альфер, директор Вилейского районного дома ремёсел: «Кажется, простое яйцо, декорированное непонятными символами, а на самом деле в каждом орнаменте заложен свой смысл. Пару кропинок объединяется и получается солярный знак – Солнце – символ жизни».
Шифр белорусы составляли веками. В засушливых регионах рисовали капли воды, а когда дождило, просили солнца. И это не просто древнее хобби. Яйцу придавали сакральный смысл – мол, это же символ начала жизни. И так было задолго до прихода христианства. С яйцом белорусы и на поле, и в хлев. И красный цвет, как ни крути, считали защитным.
Конечно, есть несколько версий, как красное яйцо стало именно пасхальным символом, но люди верующие особенно любят одну. Когда Мария Магдалина пришла сказать о воскресении Христа не то к императору, не то к прокуратору, тот сказал, что этого не может быть, как не может белое яйцо вдруг стать красным. Считается, что на его глазах и произошло это чудо.
Сергей Гончар, этнограф: «Яйца выполняли роль защитного оберега. Когда был тяжелобольной человек в семье, то ему давали в руки освящённое пасхальное яйцо, которое сохранилось за иконами в красном углу. Белорусы верили, что ещё год до следующей Пасхи этот человек проживёт».
Есть и более прозаическое отношение к традиции. В Великий пост яйца не ели, но дабы те не портились – варили. Как отличить одни от других? Варёные просто окрашивали. Как бы то ни было, сегодня в одном месте собраны самые разные вариации на тему пасхального яйца: каменное, деревянное, керамическое… Чтобы перед каждой Пасхой можно было освежить в памяти. Яйца, конечно, привыкли считать десятками, но здесь их около трёх сотен.
Подписывайтесь на нас в Telegram