Фрагмент папируса, о котором идёт речь, имеет размеры 4 на 8 см. На коптском языке в нём содержится упоминание о жене Иисуса. В записи есть такие слова: «Иисус сказал им: "Моя жена..."» В другом месте найдено продолжение мысли: «Она может быть моим учеником». Некоторые историки сочли возможным трактовать эти слова как доказательство того, что у Христа была жена.
В сентябре 2012 года на конференции в Риме найденный археологами обрывок папируса вызывал серьёзные дебаты и мог в корне изменить многие вопросы религиозной этики, в частности проблематику целибата в католичестве. Ватикан тогда резко отозвался о работе учёных и заявил, что находка – умело сделанная современная подделка. Ведь христианское учение отрицает, что Сын Божий при земной жизни мог быть женат. Более того, учениц-женщин у него также не было.
Учёные из Массачусетского технологического института, Гарвардского и Колумбийского университетов заявили, что древний папирус, в котором содержится упоминание о жене Иисуса, не подделка. Учёные провели анализ найденного папируса, чернил, почерка и особенностей коптского языка того времени и пришли к выводу, что находка действительно является древней. Текст в записи содержит много грамматических ошибок, что позволяет предположить наличие у его автора лишь начального образования. Известно также, что написавший его человек не был лично знаком с Иисусом. Они сравнили папирус с фрагментом Евангелия от Иоанна и назвали предположительный возраст сенсационного папируса – II-IV века нашей эры.
Другая группа учёных во главе с Крен Кинг (Karen King) из Гарвардской школы богословия считает, что речь в тексте на обрывке папируса идёт о роли женщины в раннехристианском обществе. Известно, что за Христом следовало много женщин, они верили всем сердцем в истинность этого учения и горячо его исповедовали. В реалиях того общества подобное поведение женщин, конечно, вызывало общественный резонанс. Возможно, именно об этой проблеме и идёт речь в обрывке папируса.
С этой точкой зрения почти согласна и профессор теологии Элейн Паджелс (Elaine Pagels), которая считает, что текст не указывает явно на факт наличия жены у Иисуса Христа, поскольку язык того времени весьма неоднозначен и изобиловал символизмом. Возможно, это просто часть учения о браке и семье.
Профессор египтологии Лео Депьют (Leo Depuydt) из университета Брауна вопреки доказанным фактам полагает, что артефакт является грубой фальшивкой, сделанной несколько веков назад. В тексте много ошибок, несвойственных летописцам и коптам вообще, отмечает он. Кроме того, слова «моя жена» выделены особым жирным шрифтом, что нехарактерно для остальных коптских текстов. Кроме того, слова на папирусе перекликаются со словами Евангелия от Фомы, которое не признаётся учением Вселенских Соборов, а следовательно, это вызывает ещё большие сомнений в истинности артефакта. Во все времена были свои провокаторы, предполагает исследователь, и сейчас можно считать, что этот текст был направлен на то, чтобы произвести эффект разорвавшейся бомбы и посеять смуту в рядах христиан.
Подписывайтесь на нас в Telegram