Возобновить практику договорились министерства иностранных дел двух стран. Этот процесс был практически остановлен с 2006 года после скандала с Викой Мороз. Тогда десятилетняя сирота не вернулась на родину вовремя. Приёмная итальянская семья скрывала девочку 3 недели.
В шесть лет Коля остался сиротой при живых родителях. Мать бросила троих детей, а отца лишили родительских прав. Воспитанника минского интерната пригласила на каникулы итальянская семья. Теперь уже ставшая для Коли родной. Приёмная мама – журналистка Рафаэлла Кандоли – писала статью о Чернобыле и белорусских детях. Да так увлеклась, что создала ассоциацию «Маленький мир», благодаря которой больше 30 сирот обрели новые семьи в Италии.
Рафаэлла Кандоли, председатель ассоциации «Маленький мир»: «Теперь наша семья интернациональная, пожалуй, даже больше белорусская, чем итальянская, потому что у наших детей в Беларуси есть родные братья и сёстры, и они тоже часто приезжают к нам, а недавно и мы ездили к одному из них в Минск на свадьбу. Они все нам теперь родные».
Родной для Рафаэллы и её мужа Паоло стала и Джада, которая не помнит своих биологических родителей. Вместе с другими детдомовцами девочка регулярно приезжала на оздоровление в Италию, пока три года назад не завершился многолетний процесс усыновления. Как правило, он занимает 6-7 лет и допустим только в отношении детей, которые уже не раз гостили на Апеннинах. В результате белорусские сироты попадают в итальянские семьи уже в подростковом возрасте.
Джада Бенци, усыновлённая сирота из Беларуса: «Я была очень рада, что я не осталась в интернате, потому что мне там было не очень хорошо. Первый раз, когда я приехала сюда, начала с ними общаться – мне понравилось. Самая родная семья, которая сейчас есть у меня, – это они».
Паоло Бенци, усыновитель: «Первые шаги в любых делах всегда не очень уверенные. Но сейчас мы все вместе, и самое важное – это видеть радость детей, которые постепенно адаптировались и начали понимать ценность семьи, тёплых, отзывчивых взаимоотношений, заботы».
Италия – единственное иностранное государство, граждане которого могут усыновлять белорусских детей. Но в 2006 году правила резко ужесточились после международного скандала вокруг десятилетней сироты Вики Мороз. Девочка несколько лет проводила каникулы в итальянской семье.
Тогда в 2006 итальянские супруги Alessandro Giusto и Maria Chiara Bornacin заявили, что детском доме в Вилейке Вика подвергалась насилию. Несмотря на решение суда о возвращении девочки в Беларусь, итальянская семья около трёх недель прятала ребёнка в монастыре на севере страны. В результате Вика всё же была доставлена на родину, а несостоявшиеся родители получили по 8 месяцев тюремного заключения. А вместе с ними пастор и настоятель монастыря.
Впоследствии в Италии был снят скандальный фильм «Во имя Марии» о судьбе белорусских сирот и коррупции в детских домах. А процесс усыновления ужесточился насколько, что сошёл на нет. Если в 2003 итальянцы усыновили больше 700 белорусских детей, то в 2009 – меньше 30.
Заместители глав итальянского и белорусского МИДа договорились дать «зелёный» свет только благонадёжным семьям.
Симона Сарадзани, председатель ассоциации по международному усыновлению ASA: «Сейчас мы начнём рассматривать запросы на усыновление за 2012 год. Прежде чем отправить документы в Беларусь, мы тщательно проверяем каждую семью. Усыновители должны быть не старше 45 лет, обязательно состоять в браке, не иметь серьёзных проблем со здоровьем и многое другое. В каждом случае мы убеждаемся, что в семье будут созданы хорошие условия для ребёнка».
Дальнейшую судьбу усыновлённых белорусов, вплоть до их совершеннолетия и получения итальянского паспорта, отслеживают социальные и консульские службы обеих республик. Сейчас фактов нарушения прав детей в итальянских приёмных семьях не зарегистрировано.
Подписывайтесь на нас в Telegram