15 февраля вспоминали тех, кто воевал в Афганистане. Через эту войну прошли тысячи наших соотечественников. 771 человек погиб, более полутора тысяч получили ранения. С момента вывода советских войск из Афганистана прошло уже четверть века. Однозначной оценки тех событий нет до сих пор. Решения принимали политики, а для солдат и офицеров главной движущей силой были и остаются такие понятия как долг, честь, верность присяге. О многом ветераны предпочитают не вспоминать. Но даже на войне были светлые и счастливые моменты.
Их познакомил Афганистан, а повенчал вывод советских войск. 25 лет назад, как только узнали о радостной вести, Виктор и Валентина решили пожениться. Но искра военно-полевого романа вспыхнула между разведчиком из Гродно и инженером из Барнаула ещё там, за бурной рекой Пяндж.
Валентина Лишык, участница боевых действий в Афганистане: «Мы познакомились в Кабуле 28 декабря 1986 года в преддверии Нового года. Пока накрывали на стол, познакомились, к концу вечера мне уже было сделано предложение, считаю, что это любовь с первого взгляда».
Она покинула Афган на два месяца раньше супруга. И дальше напряжённо ждала. Письма приходили каждый день. Когда вестей не было – сердце тревожно сжималось. И хоть свадьбы в Афганистане были не редкость, они решили не спешить.
Виктор и Валентина Лишык, участники боевых действий в Афганистане: «Не загадывали – раз, во вторых, были совсем не те условия, чтобы кричать: у нас любовь, смотрите, радуйтесь родные и близкие, между собой поговорили, что выходим из Афганистана и создаем семью».
Расписались в Витебске, уже после вывода войск. Судьба подарила двух детей, а те – внука. Супруги говорят: повезло остаться в живых, повезло встретить друг друга, хотя понимают, что практически у всех, кто был в Афганистане, кто ждал и не дождался, – в душе боль. Слёзы по потерянным мужьям, сыновьям и отцам не высыхают и спустя 25 лет.
«Остров слёз» – мемориал памяти белорусов, павших в Афганистане, начали строить в 1989 году, ещё во время боевых действий. В той войне участвовали 30 тысяч белорусов, все они вернулись домой. Правда, 771 человек – в цинковых гробах.
А ещё 13 наших парней числятся пропавшими без вести. Всего Советский Союз за почти десять лет войны потерял 15 тысяч солдат и офицеров. Сколько ещё вернулись ранеными, у скольких душу бередит «афганский синдром и излом», статистика не знает.
Его роту смерть не щадила. Весь личный состав – почти сто человек – смотрели смерти в лицо. Сколько было спецопераций? Армейских, дивизионных, самого разного масштаба и назначения – уже и не вспомнишь. Зато всех своих ребят, и тех, кого уже нет, и тех, с кем после Афгана разбросала жизнь, ротный помнит до сих пор.
Третий тост в этот день – за тех, кого нет рядом. Дань памяти. Забыть о той войне разведчику и десантники Александру Метла не позволяют два ранения.
Сегодня Александр возглавляет благотворительный фонд «Память Афгана», помогает тем, кто волею судьбы тогда оказался там, на горных перевалах. На вопрос, зачем вам всё это? Показывает знамя: если не мы, то кто?
Александр Метла, директор благотворительного фонда помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана»: «25 лет – это приличный срок, многие события по-иному воспринимаются. Для людей, которых война не коснулась, – это что было, что не было. Нельзя людей судить за это».
Но, жизнь продолжается. У многих выросли дети и даже внуки.
Дети учатся танцам в 219-й столичной школе и знать не знают о той войне. Как и о том, что их учитель – Игорь Анатольевич – был в 1986 году в Кабуле. Об этом, кстати, и коллеги не догадываются.
Их – тридцать артистов хореографического ансамбля «Хорошки» – отправили с другой миссией, поддерживать военным боевой дух. Кто-то иронично усмехнётся: тоже «герой», ведь не воевал. Да, не участвовал, но запах пороха помнит до сих пор.
Игорь Суприн, артист хореографического ансамбля «Хорошки» (1986 г.): «Когда прибывали в аэропорт, видели эти гробы, «тюльпаны». Мы не знали, что это такое, нам показали, что самолёт отходит с нашими ребятами. В одной из частей, где мы давали, подошёл парень по фамилии Суприн. Меня подвели – а мы однофамильцы. Попросил передать домой письмо. Я передал. И они после этого уходили в бой прямо».
Тому земляку по фамилии Суприн повезло остаться в живых: в списках погибших он не значится. Больше однофамильцы – солдат и танцор – не встречались, а вот разведчику Церковному в Афганистан пришлось ещё раз вернуться.
Михаил Церковный, участник боевых действий в Афганистане: «Я был в 2011 году, год контракта, провинция Кабул, реконструировали ГЭС, которая была построена ещё СССР в 1964 году. Охрана оборонного городка».
Он говорит: Афганистан за четверть века почти не изменился. Всё та же нищета и терроризм. Страна живёт своей жизнью. И тем, кто сражался там, она кажется такой далёкой.
Александр Метла, директор благотворительного фонда помощи воинам-интернационалистам «Память Афгана»: «Дата вывода войск – момент задуматься, что с нами произошло. Вспомнить товарищей, пообщаться с живыми, поговорить, обсудить проблемы».
Афганистан является «горячей точкой» на мировой карте уже на протяжении нескольких десятилетий. Однозначной оценки той войны нет до сих пор. Ради чего были нужны такие жертвы? Но этим вопросом задаются люди, далекие от тех событий. Те же, кто прошёл Афган, знают ответ: они выполняли боевой приказ, защищали когда-то общую родину от религиозного экстремизма. И этот урок истории нельзя забывать.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram