Малый зал Национального художественного стал сегодня своеобразным «Красным углом» музея. На покути – так называемые бабичские образа. Это по-настоящему уникальные примеры народной иконописи юга Беларуси. Выставка «Бог крестьянский, христианский» – совместный проект сразу нескольких государственных собраний, в том числе всемирно известного Ветковского.
Сквозь всю экспозицию – луч света. Линия, которая лишь в бабичских иконах, вместо облака – нимба. На этих святых и этим святым молились 15 поколений обитателей Посожья – уникального этнокультурного региона на стыке нынешних Беларуси, России, Украины. Ту самую среду воссоздают в экспозиции подлинные ручники, пчелиные колоды-борти, колокольчики-ботолы. Они словно сошли с трёхсотлетних образов.
Галина Нечаева, директор Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Фёдора Шклярова: «Мы попробовали в нашей белорусской школе открыть это самобытное явление и изучить его во всех отношениях на конкретном экспедиционном материале, поиграть в это пространство, в этот диалог. Крестьянский художник, он не писал своего соседа Зосиму или своего соседа Савку, он писал их святых покровителей».
И всё-таки это иконы-портреты. Их прототипы – землепашцы, пастухи села Бабичи, что в 20 километрах от Чечерска. Те края до сих пор оберегает Николай Чудотворец. «Старей за ycix сьвятых… божы насьледник» – верят на гомельском Полесье. Уже с конца XIX столетия учёные фиксируют новую школу иконописи – бабичскую. Секреты, к примеру, светотени передавались от наставников к ученикам. 38 образов впервые в Минске.
Елена Карпенко, куратор выставки «Бог крестьянский, христианский»: «Зашёл в хату, перекрестился на “Красный угол” – мы все знаем этот обычай, традицию. И это делалось именно для семьи».
То есть для дома, а не храма. С крестьянских «кутов» иконы попали в храмы искусства – музеи Чечерска и Ветки, где их бережно реставрируют. «Святой Георгий» – под одним из слоёв заметен второй. «Святая Варвара» – часть лика канула в лету. Шедевр на доске без грунта обрели заново буквально вчера.
Андрей Скидан, научный сотрудник Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Фёдора Шклярова: «Прама на хваю наносілі фарбавы слой. “Бабіцкі іканапіс” і цяпер запатрабаваны. Ён і цяпер жыве не проста, як традыцыя іканапісі, яе ўжо няма. Але вось як “бытавыя іконы”, у натуральным асяродку, так гэта цудоўна проста».
А у этих ясель перекрестились даже святые отцы. Монахи с Афона сходу рассмотрели в работе бабичских мастеров-самоучек святые дары. Одеяния икон сейчас тоже достояние нации. Листья дуба, лепестки васильков – вырезали то, что видели.
По сути эти иконы стали предтечами «наива» – ключевого направления в искусстве начала века XX, а затем и XXI. Черты архаики уловимы в лике Спасителя, Богоматери… Авторы – неизвестны. Как правило, здесь была рука Бога.
Латынью – «Святой Антоний». Последнее приобретение и единственная католическая реликвия музея в Ветке. Написано для костёла бабичским художником-православным. Семичастная икона – заметно влияние старообрядцев. В этом «толерантная» специфика белорусского Посожья.
Подписывайтесь на нас в Telegram