Это первая за тысячелетия совместной истории выставка такой ценности. Из двух всемирно известных киевских собраний: золото гетманов, ханское серебро, фарфор царей. Свыше 100 раритетов охраняет не только чугунная пушка у входа в главный музей Беларуси.
Решётки на окнах, весь зал и каждая витрина – под сигнализацией. И конечно, проверенное временем – смотрители. Эдакий «эффект 3D-защиты» отныне в девятом зале Национального исторического. Не мудрено! Воровская легенда «Сонька Золотая Ручка» явно отправилась бы по этапам за такую чашу-потир с клеймом «IR» – Иван Равич, золотарь гетмана Мазепы.
Людмила Строкова, заведующая Музеем исторических драгоценностей Украины: «Жил в Киеве на Подоле, это ремесленная честь города. Несмотря на то что был великолепный мастер и имел хорошие заказы, умер в полной нищете. Как все великие художники. Музей обладает значительным количеством работ Равича. Если говорить о расцвете украинского ювелирного искусства, то это вторая половина XVII – первая половина XVIII веков, так называемый период украинского барокко».
По серебру – лепестки мальвы, ягоды калины… Словно «жемчужины» в венке, позолоченные фигуры двенадцати апостолов. Фолиант, ровесник Северной войны, из Печерской лавры. На территории первого монастыря Древней Руси и находится кладовая Украины. В Минск трейлером общим весом 7 тонн приехали 64 подлинных шедевра.
Семь чудес древности и столько же самых легендарных сокровищ Украины… Ненайденных. К примеру, драгоценный запас «батьки Махно». А эту коллекцию учёные называют не иначе, как «музеем Скифского золота». Правда, оно в гостевой багаж не попало. За стеклом – последние пять веков, блистательных.
Это Ренессанс, опять же – барокко, рококо, ампир, ар-деко. Серебряный «Дракон» вполне мог держать стакан Николая II, Иосифа Маршака, киевского дядю небезызвестного нам поэта считали основным конкурентом Фаберже. А такому фаянсу с казаком отдан сейчас целый зал постоянной экспозиции Британского музея. Марка «Межигорье» – белое золото эпохи Гоголя.
Ольга Федотова, главный хранитель фондов Национального музея истории Украины: «Бисквитный фарфор, особенно скульптурные композиции, которые изготавливались очень короткое время, буквально 6-7 лет. Всего было создано, по-моему, 14 моделей. «Инвалид», замечательная легенда войны 1812 года. Минск – это единственная столица нашей дружественной Беларуси (во всяком случае, за последнее время), которая получила частицу этой коллекции».
Около сорока изделий «хрупкой» фабрики Миклашевского, чашки, фигуры, портреты со знаками Мейсена, Берлина… Чеканные древности иудеев, русских, армян. Украина, как впрочем и Беларусь, многогранна.
Нина Колымаго, заместитель директора Национального исторического музея Беларуси: «Предметы из парадного женского костюма, татарского. Это головной убор, который украшен 15 монетами. Это великолепный пояс с пряжками, где-то середины XIX века. Интересны они нам тем, что такого материала в собрании даже нашего музея практически нет. Ну, не считая «Пояса Витовта», конечно».
Вторая (после Креста Евфросиньи) святыня белорусов – подарок крымского хана Хаджи-Гирея. Дорогой. А сколько стоят «Сокровища Украины»? «Они бесценны» – отшучиваются и тем самым говорят правду в музее.
Подписывайтесь на нас в Telegram