Четвёртую неделю внимание всего мира приковано к ситуации в Киеве, где проходят многотысячные митинги в поддержку евроинтеграции, – так называемый «Евромайдан».
А накануне, в субботу, в Киеве начался «антимайдан» – около 60 тысяч представителей Восточной Украины приехали в столицу выразить свою позицию. Примечательно, что к концу недели президент Янукович заявил, что его страна всё же продолжит подготовку документов для подписания ассоциации с ЕС.
Туристы центр Киева теперь узнают с трудом. Первое впечатление – словно оказался на многодневном фестивале под открытым небом. Несколько тысяч человек, музыка, танцы и палаточный городок, где есть всё необходимое, чтобы не замёрзнуть и не проголодаться. Позаботились и о душе – открыли походный храм. Каждое утро на Майдане начинается с гимна Украины и молитвы.
Но повод собраться на такой вот «майдановый фест» был вовсе не радостным. Да и хроники Майдана праздничными никак не назовёшь. 22 ноября в знак протеста того, что украинское правительство приостановило процесс сближения с Евросоюзом, на главную площадь Киева стали выходить первые демонстранты. Поначалу евроакция заявлялась исключительно как общественная, молодёжная и свободная от политики. Но после жёсткого разгона студентов в ночь на 30 ноября политики всё-таки подключились. У Майдана появились лидеры – они же руководители трёх оппозиционных фракций в украинском парламенте («Батькивщины», «Удара» и «Свободы»). Прозвучали политические ультиматумы об отставке действующего правительства и президента. Настроения на улице стали более радикальными.
Беспорядки, серьёзные столкновения у здания Администрации Президента. Захват зданий киевской мэрии и Дома профсоюзов. Там оппозиция разместила так называемые штабы сопротивления. Снос памятника Ленину. В ночь на 11 декабря спецназ предпринимает попытку отбить у майдановцев административные здания. Но баррикады по периметру Майдана стали лишь прочнее. С начала манифестаций за помощью медиков обратились 500 человек – как активистов, так и силовиков. «Евромайдан», признают аналитики, дал фору «оранжевой революции» в Киеве в 2004 году. Тогда не было ни массовых драк с милицией, ни задержаний, ни пострадавших. Действия нынешней оппозиции многие эксперты критикуют: мол, людей они собрать смогли, а что с ним делать – не придумали. Как отмечают социологи, на Майдане вообще 90% митингующих не доверяют оппозиционным политикам. Тем не менее, продолжают сюда приходить.
Надежда, житель г. Винницы: «Ведь сколько лет мы вот так живем – и всё хуже. Мы лучшего не видим. Поэтому народ и взорвался. Ну, ещё, наверное, подпалили со всех сторон».
В свою очередь, провластное большинство в Верховной Раде – «Партия регионов» – накануне заявила: у них есть ответ на «Евромайдан». И организовала свой – «Антимайдан». В субботу и воскресение тысячи людей под партийными флагами вышли на Европейскую площадь Киева – поддержать действующую власть.
Дмитрий, житель г. Донецка: «Стабильности хотим. Больше нам ничего не надо. Что нам даст евроинтеграция? Я читал, ничего хорошего она нам не даст».
И хоть был немалый риск, что Майдан пойдёт на Майдан, «стенка на стенку», обошлось словесными перепалками.
Митинг сторонников и противников власти разделяет трёхметровая баррикада – фактически крепость, возведённая из различных предметов, льда, основательно залитых водой. Говорит, что сооружение вполне может простоять до лета. Это уже символ Майдана-2013. И этакая Берлинская стена, только по-киевски.
В экспертной среде говорят о политическом клинче в Украине – тупиковой ситуации. И выхода из противостояния власти и оппозиции, «Евромайдана» и «Антимайдана», пока не видно. Украинских политиков призывают сесть за стол переговоров и найти компромисс. В минувшую пятницу по инициативе первого украинского президента Леонида Кравчука такая встреча действительно состоялась. Но мимо. Оппозиция продолжает настаивать на отставке правительства и проведении в стране досрочных выборов – парламентских и президентских. Представители власти заявляют, что это невозможно.
Владимир Фесенко, руководитель центра политических исследований «Пента»: «Я вижу, к сожалению, иллюзии. Одни считают, ещё немного – и Майдан победит, власть сама упадёт. Другая сторона считает, мы их ещё немножко додавим – и будет всё в порядке. Не получается! Любое давление приводит к обратному эффекту, к новой волне Майдана. От этих иллюзий надо отказаться. Ни одна из сторон победить не может. Это будет только затягивание кризиса с серьёзными рисками для единства страны и просто нормально жизни общества. Рациональный выход – это садиться за стол переговоров».
«Евромайдан» стал ещё и площадкой для политической рекламы. Многие европейские и американские чиновники уже успели не только прокомментировать ситуацию в Киеве, но и лично побывать на самом Майдане. К слову, в Кремле осудили европейцев за вмешательство во внутренние дела суверенного государства. Тем не менее, к вопросу о евроинтеграции Киев всё-таки вернулся. В украинском правительстве заявляют, что Соглашение об ассоциации с Евросоюзом будет пересмотрено и, быть может, даже подписано уже весной следующего года. Одновременно Украина готовится и к переговорам с Москвой. Они намечены на 17 декабря. Задача номер один – восстановить прежние объёмы товарооборота со странами Таможенного союза. Эксперты полагают, что, видимо, пока Украина обречена быть в позе «политического шпагата».
Александр Охрименко, руководитель аналитического центра: «Однозначно, Украина не может рисковать экономикой и разрывать связи с Россией. Это факт. И Украина не может рисковать будущим и разрывать связи с Европой…»
Затяжной политический кризис в перспективе скажется и на экономике, и на потоке инвестиций, предупреждают эксперты. Впрочем, пока убытки подсчитывают лишь владельцы магазинов и бутиков на Крещатике, которые оказались в эпицентре событий. Вырос спрос на продукты первой необходимости, лопаты, вёдра и каски. Чуть ли каждый день из-за Майдана в Киеве готовятся ввести чрезвычайную ситуацию. Страсти подогревают и слухи о готовящихся массовых провокациях и новых столкновениях.
Дмитрий Выдрин, политолог: «Люди отводят детей в садик и не знают, будет ли работать садик. Хотят отвести в школу – не знают, будет ли работать школа. У всех моих знакомых набраны ванны с водой, потому что не знают, когда отключат воду. В таком психологическом напряжении выдержать долго невозможно».
Тем временем на Майдане угощают салом и варят борщ. И в этом майдановцы знают толк. А вот делать с тем, что заварили политики, готовых ответов, похоже, нет ни у кого.
15 декабря весьма неожиданным образом еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле заявил, что на сей раз Евросоюз приостанавливает работу с украинскими властями по Соглашению об ассоциации.
Подписывайтесь на нас в Telegram