С 1 января 2014 года в Беларуси должна функционировать новая система судов общей юрисдикции. Такую задачу поставил Президент на совещании по вопросу совершенствования деятельности судов и органов юстиции. И реформирование судебной системы не должно повлечь дополнительного расходования бюджетных средств, подчеркнул Александр Лукашенко.
Кроме высшего руководства судейского корпуса, в зале генеральный прокурор, министр юстиции, глава Администрации Президента и губернаторы. Не нужно объяснять, что от слаженного механизма судебной машины зависит и судьба отдельного человека, даже экономики страны!
В Беларуси существуют две фактически параллельные судебные системы – общее и хозяйственное судопроизводство. Обе применяют одни и те же нормы гражданского и административного права. Однако используют различные судебные процедуры. Нередко это приводит к тому, что одна и та же правовая ситуация может разрешаться в общем и хозяйственном суде по-разному. А это, по словам Президента, недопустимо. Поэтому в своё время и принималось решение о совершенствовании деятельности судов.
Варианты усовершенствования судебной системы разрабатывала специально созданная по поручению Президента межведомственная рабочая группа. Изучив международный опыт, в том числе России и Казахстана, где уже такая система работает, белорусские юристы предложили три варианта своего пути. Во-первых, образовать единую систему судов общей юрисдикции, в которую войдут общие и хозяйственные суды. Возглавит это объединение Верховный суд.
Функции по организации, материально-техническому и кадровому обеспечению эксперты предлагают также закрепить за Верховных судом. Судебных исполнителей предложили объединить в единую службу, которая будет подчиняться министерству юстиции.
По пути развития специализированных судов, но под одним координирующим центром идут большинство стран. В Беларуси, по словам председателя Верховного суда Валентина Сукало, подготовительный период для этого начался давно.
О необходимости усовершенствования национальной судебной системы говорится уже не первый год. Сами служители Фемиды полностью разделяют и поддерживают идею объединения. Чётко выстроенная вертикаль судебной власти, по их мнению, наилучшим образом отразится на всём правосудии.
Не обошли вниманием участники совещания и военные суды. Они входят в систему судов общей юрисдикции, отличие лишь в том, что участники процесса – люди в погонах. Однако большинство преступлений, рассматриваемых военным трибуналом, не всегда носят сугубо армейский характер. Да и беспристрастность вердиктов порой вызывает сомнения, ведь субординацию никто не отменял.
Сегодня существует Белорусский военный суд и суды межгарнизонные. Президент предлагает территориально закрепить их за областными судами. Что касается судей при погонах (таких почти 30 человек на всю страну), то пока оставить за ними офицерские звания.
С преобразованием судебной власти многих полномочий лишается министерство юстиции. Само ведомство не против таких изменений и поддерживает формирование единой службы судебных исполнителей под своим крылом.
Правда, такую идею разделяют не все губернаторы. Президент считает неправильным снятие с председателей облисполкомов ответственности за исполнение судебных постановлений. Глава государства предложил провести эксперимент на Минщине – объединить главное управление юстиции и юридический отдел управделами облисполкома.
Ближе к концу совещания неразрешённых вопросов практически не осталось. Не удивительно, ведь к преобразованию судебной власти в Беларуси приступили давно и шли поэтапно. Подводя итог, Александр Лукашенко ещё раз напомнил, что принимая решения по структурным преобразованиям, будь то судебная или силовая сфера, стоит мыслить не ведомственными, а государственными интересами.
Заработать единая судебная система во главе с Верховным судом должна уже с 1 января будущего года. Все необходимые документы, включая сегодняшние предложения, межведомственная рабочая группа должна представить Президенту не позже 1 декабря.
Подписывайтесь на нас в Telegram