Главной темой вновь стала калийная. 19 сентября на совещании по экономическим и внешнеполитическим вопросам из уст Президента прозвучали сенсационные цифры.
Оказывается, есть все основания считать, что «Уралкалий» – на грани банкротства, и, возможно, конфликт с Белорусской калийной компанией как раз и затеян для того, чтобы отвлечь внимание от истинного положения дел. Всё это слышал и заместитель генерального прокурора России: Александра Звягинцева пригласили на совещание. Но это ещё не самый главный вывод из серьёзного разговора в частности и последних недель вообще. Фактически наша страна выстояла против мощной олигархической атаки. Прибрать к рукам солигорский гигант не получилось. Это был провал авантюриста и спекулянта от экономики Сулеймана Керимова, который, к слову, никогда не занимался производством.
Калийный конфликт приобрёл стандартную журналистскую формулировку «война» в конце августа – после громкого задержания в Минске одного из «керимовских» управленцев Владислава Баумгертнера. Но официальной датой нужно считать скорее 30 июля, когда российские менеджеры, разрушив белорусам сеть сбыта, вывели «Уралкалий» из Белорусской калийной компании. Впрочем, и те дела, что «керимовцы» творили до этого в тылу своих партнёров, мирными никак не назовёшь. Но если о дате начала войны можно рассуждать и спорить, то день её окончания конкретный. 19 сентября Президент Беларуси поставил жирную точку.
Присутствие на совещании заместителя Генерального прокурора России Александра Звягинцева как неоспоримый факт: разбираться с Керимовым и его сообщниками Беларусь и Россия будут вместе. В случае объективного расследования и возмещения ущерба Баумгертнера могут экстрадировать в Москву. Тем более криминальная верёвочка (или, скорее, канат) начала виться в России, а в Беларуси наблюдается логическое завершение. Экономист из Дагестана Сулейман Керимов ошибся в своих расчётах не из-за трудностей работы с десятизначными числами – весовую категорию не рассчитал.
Financial Times, Великобритания: «Сулейман Керимов нажил миллиарды, играя по жёстким правилам, однако сейчас встретил достойного соперника».
Эта история началась не с обвала мирового рынка и не с разрыва «Уралкалия» с Белорусской калийной компанией. С самого начала примерить калийную корону на свою голову Керимов хотел за чужой счёт. Акции «Уралкалия» и «Сильвинита» он покупал за деньги, взятые в кредит. Предыдущего владельца «Уралкалия» Дмитрия Рыболовлева буквально заставили отойти от дела всей его жизни. Керимов пообещал акционерам, которые откажутся продать активы, «закошмарить» бизнес. Что это такое, теперь хорошо знают и белорусские калийщики, и весь мировой рынок. Но даже захватив «Уралкалий», Керимов загнал компанию в долги.
На эту информацию Московская и Лондонская биржи отреагировали мгновенно. Акции «Уралкалия» стремительно падают. С вопросами к Керимову в очереди за белорусскими следователями теперь Следственный комитет России и Генеральная прокуратура со Счётной палатой Федерации. Опрометчивый лезгин принёс Москве колоссальные убытки в миллиарды долларов. Материалы белорусского следствия могут отправиться и в Берлин. Федеральная служба Германии также расследует махинации с акциями «Уралкалия». Ведь Керимов, по сути, умышленно обманывал мировые биржи, скрывая реальную ситуацию в компании, подтасовывал финансовую отчётность. Теперь маклеры и экономические эксперты из уст в уста передают историю о калийном короле, который оказался хоть и не голым, но одетым… в кредит.
Калийный скандал с Беларусью для Керимова был хорошей дымовой завесой, чтобы скрыть свою финансовую слабость, но теперь дым рассеялся. А ведь ещё два года назад Сулейман просил в «Сбербанке» кредит, чтобы по накатанной схеме купить «Беларуськалий». Хотел по дешёвке. Но откаты на госуровне у нас не прокатывают, и дагестанскому воротиле не удалось загнать в долги солигорского гиганта.
До аферы Керимова сотрудничество «Беларуськалия» и «Уралкалия» приносило пользу обеим сторонам. Белорусы и россияне контролировали почти половину мирового калийного рынка. Новые контракты, хорошие цены, высокая прибыль. Совместную компанию воспринимали как надёжного солидного партнёра, с которым можно вести дела без опаски быть обманутым. Керимов, когда прибрал к рукам «Уралкалий», обещал то же самое. Однако уже с самого начала многие вещи заставили партнёров насторожиться и крепко задуматься. А как может быть иначе? Ведь предприятие покупалось не за свои, а за чужие, взятые в долг, деньги. Да и вкладывать в развитие производства, а тем более брать социальную нагрузку Керимов не хотел. Так и работали – предприятие закредитовывалось, финансы выводились в оффшоры. Рассчитаться с кредиторами олигарх хотел за счёт «Беларуськалия». Он обвалил мировой рынок, чтобы поставить белорусскую компанию на колени и купить по дешёвке, но в итоге ещё больше погряз в долгах.
Сергей Мусиенко, руководитель аналитического центра EcooM: «С такой репутацией ему теперь никто не даст перекредитоваться. Тем более что он ещё до этой истории с “Уралкалием” срочно начал распродавать “Анжи”, ему срочно нужны были деньги – 500 миллионов».
«Отфутболенные» 500 миллионов при миллиардных долгах вряд ли успокоят кредиторов, с молотка скорее всего пойдут виллы, яхты и ценные бумаги. Кстати, по мнению экономических экспертов, для «Уралкалия» будет большим благом сбросить «балласт» в виде Керимова.
Александр Разуваев, директор аналитического департамента компании «Альпари»: «По итогам первого полугодия прибыль компании снизилась на 53%. Динамика, конечно, не радует. Беларусь готова работать с “Уралкалием”, если у компании сменится собственник. И в текущей ситуации вероятность данного сценария очень высока. При этом его реализация завершила бы громкий конфликт. Смена собственника сейчас – лучший вариант для “Уралкалия”».
Попытка надавить на Минск, перекрыв белорусский экспорт и нефтяные трубы, разбилась о влиятельных российских бизнесменов. Игорь Сечин заявил, что его компания не намерена срывать контрактные обязательства и сохранит прежний объём поставок на Мозырский нефтеперерабатывающий завод, даже если придётся возить нефть в цистернах. Сечин лично приехал в Минск подтвердить нерушимость деловых обязательств. Вслед за ним с Президентом встретились глава «Газпрома» Алексей Миллер и руководитель «Сбербанка» Герман Греф. Они не только подтвердили приоритет белорусского вектора, но и договорились о крупных социальных проектах. На фоне таких бизнес-гигантов Керимов оказался пешкой. Но всё же самой главной ошибкой дагестанского махинатора была попытка рассорить руководство Беларуси и России. На фоне стратегических союзников Керимов оказался всего лишь маленькой деревянной щепкой, попавшей между стальных шестерёнок национального масштаба.
Заявление белорусского Президента и последствия для зарвавшегося олигарха теперь обсуждают не только на биржевых площадках и в высоких кабинетах. Простые обыватели на белорусских и российских улицах не скрывают радости от того, что полукриминальный бизнес сломал свои золотые зубы о белорусский кулак.
По мнению экономических экспертов, калийная история только укрепила деловой имидж Беларуси. Вряд ли в скором времени ещё какой-нибудь иностранный бизнесмен решит играть с Минском не по правилам.
Вадим Боровик, политолог: «Любой, кто будет пытаться работать методами, противоречащими нашему законодательству, любой, кто попытается засунуть руку в карман трудового коллектива или государства, будет наказан. Поэтому здесь ни один предприниматель не может, грубо говоря языком 90-х, как они пытаются работать – растопыривать свои пальцы. Всегда загнём их обратно. Нужно работать честно, открыто, соблюдать законодательство, и мы ни в коей мере никогда не ущемим интересы ни инвестора, ни предпринимателя».
Любые войны рано или поздно заканчиваются. В истории Европы была даже столетняя война. Что же до калийного конфликта, то он не продлился и двух месяцев, да и войной его можно назвать разве что для красного словца. Тем не менее, виновных ещё ждёт свой Нюрнбергский процесс. Ни стыда, ни соли – это теперь про них.
Подписывайтесь на нас в Telegram