В деле о калийных махинациях появился новый фигурант. Следственный комитет Беларуси привлёк в качестве обвиняемого главного акционера «Уралкалия» – Сулеймана Керимова.
Российский сенатор-миллиардер объявлен в международный розыск по линии Интерпола. Ему грозит до 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Кстати, у российских правоохранительных органов также могут возникнуть вопросы к олигарху. По мнению белорусских следователей, Керимов причинил ущерб не только нашей стране, но и России. Материалы дела направлены в Генпрокуратуру Российской Федерации.
Сулейман Керимов, вероятнее всего, не последний фигурант этого громкого уголовного дела. У следователей есть все основания полагать – к калийным махинациям причастны и другие должностные лица.
После того как Интерпол выдал ордер на арест Сулеймана Керимова, эта новость буквально взорвала мировое информационное пространство, даже немного потеснив тему возможного вторжения американцев в Сирию. В частности, российская пресса будто бы давно только и ждала возможности выплеснуть накопившийся за долгие годы компромат на дагестанского олигарха. До этого момента Керимов был как деревенский драчун. Все от него устали, но связываться боялись. А как только узнали, что в соседней деревне объявился здоровяк, готовый накостылять местному задире, ободрились и стали вспоминать тому прежние грехи. Первым делом Сулейману напомнили секрет его карьерного роста в лихие 90-е. В 1997 году Керимов был простым научным сотрудником компании МИК (Международный институт корпораций), а через полтора года он неожиданно становится её вице-президентом. По информации, просочившейся в прессу, дагестанские преступные группировки таким образом сделали Керимова своим бухгалтером, а через компанию прокручивали и отмывали деньги. В 1999 году Сулейман – уже депутат Госдумы, ну а дальше, как говорится, дело техники. Нужные связи и безотказная схема «купить подешевле, продать подороже» приносят Керимову сверхдоходы, и он без труда «проглатывает» предприятия-гиганты. Притчей во языцех стало дело «Сильвинита».
Гимн «Сильвиниту» – это ещё и памятник трудовому подвигу советских граждан. Строительство Соликамского калийного комбината сравнивали с возведением БАМа и ДнепроГЭСа. В 2010 году вопреки всем антимонопольным законам Керимов берёт «Сильвинит» в свои руки. Сначала он выкупает «Уралкалий» у Дмитрия Рыболовлева.
Завладев «Уралкалием», Керимов взялся за другого акционера – Петра Кондрашёва, у него был основной пакет «Сильвинита» – 52%. Чтобы обмануть антимонопольщиков, Сулейман выкупает акции через своих друзей – Скурова и Муцоева. После этого всё готово для поглощения – полный контроль сразу над двумя предприятиями. Кстати, генеральным директором «Сильвинита» тогда был Владислав Баумгертнер. Руководство «Уралкалия» заверило антимонопольные органы, что речь вовсе не идёт о поглощении «Сильвинита», но уже через 4 месяца компания исчезает. Баумгертнер без работы не остался.
Владислав Баумгертнер, генеральный директор предприятия «Уралкалий» (февраль 2011 года): «Это решение было принято акционерами “Уралкалия” и акционерами “Сильвинита” по той причине, что оно выгодно акционерам обеих компаний».
Баумгертнер не то чтобы врал, просто не договаривал, каким именно акционерам это было выгодно. Если Керимов от поглощения выиграл, то холдинг «Акрон» и ещё ряд акционеров «Сильвинита» потеряли свои деньги трижды. Сначала на необъективной оценке акций, затем на большой разбежке при обмене подешевевших бумаг «Сильвинита» на бумаги «Уралкалия». И наконец, дивиденды по их акциям оказались в 6 раз меньше, чем у владельцев «Уралкалия». Теперь несложно представить, какие бы крохи достались белорусам, если бы Керимову удалось по схеме «Сильвинита» поглотить «Беларуськалий».
Слова в поддержку белорусской позиции на этой неделе приходили не только из России. Решительные действия белорусов поддержали депутаты Верховной Рады Украины.
Александр Голуб, народный депутат Верховной Рады Украины: «Это говорит о том, что в отличие от других стран, Беларусь – государство, которое отстаивает свой суверенитет, отстаивает свои экономические и социальные интересы достаточно жёстко».
Петр Симоненко, первый секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Украины: «Олигархи ищут себе в любых условиях пути получения прибыли и сверхприбыли. Я считаю, что белорусская сторона правильно поступает, заявляя о том, что, извините, давайте разберёмся, если были договорённости и если это приводит к тому, что люди меньше получают в государственный бюджет, для финансирования социальных программ».
Спиридон Килинкаров, народный депутат Верховной Рады Украины: «В Беларуси есть власть, которая отстаивает национальные интересы, и вне зависимости от того, кто и как ущемляет эти интересы, она способна принимать решения. В том числе и в отношении людей, которые обладают огромными финансовыми капиталами».
По мнению латвийских экспертов, подобная рейдерская атака в отношении компании из Евросоюза обошлась бы российским менеджерам в миллиарды долларов. Только выплатив гигантские штрафы, олигархи смогли бы избежать тюрьмы.
То, что атака на «Беларуськалий» – дело рисковое, Керимов и его помощники прекрасно понимали, поэтому и решили, что называется, соломку подстелить. На этой неделе стало известно: буквально за несколько дней до того, как «Уракалий» объявил о выходе из Белорусской калийной компании, он застраховал риски своих менеджеров у крупного американского страховщика. В страховке, а её сумма $100 млн, так и говорится – на случай судебного преследования. И если этот случай наступил, все издержки, расходы, выплаты по судебным искам и даже компенсацию директору обязаны возместить американцы. Совпадение? Скорее, умышленное мошенничество. Суд Партизанского района столицы отказался выпустить Владислава Баумгертнера на поруки.
А может быть, поручитель оказался ненадёжный? За Баумгертнера ходатайствовал губернатор Пермского края Виктор Басаргин. В своём интервью на минувшей неделе Басаргин обвинял белорусских следователей в давлении на российский бизнес. Но, что любопытно, обвинял других в собственных грехах. В среду 4 сентября Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении губернатора. По мнению российских следователей, Басаргин нарушил закон о конкуренции. Строительство местного аэропорта он отдал знакомому олигарху в обход конкурсного отбора инвесторов. То, что Басаргин называл бизнесом, оказалось уголовной статьёй. В ближайшее время депутатскую неприкосновенность может потерять и сенатор Сулейман Керимов.
Говорят, Керимов очень любит музыку, причём живую. А вот патриотическая песня «Любэ» про «Сильвинит», которая стала гимном всех российских шахтёров, миллиардеру Керимову почему-то не по душе. Вместо неё на праздничных концертах исполняют другой гимн. Одному человеку.
Впрочем, благодаря стараниям белорусских следователей музыкальные пристрастия российского сенатора-миллиардера в скором времени могут в корне измениться. Да и песни посвящать ему, вероятнее всего, уже не будут.
Стало известно, что продавать калийные удобрения будет новый трейдер. Соответствующий Указ подписал Президент Беларуси. Название остаётся прежним – Белорусская калийная компания, меняется правовая форма. Теперь это уже не закрытое, а открытое акционерное общество. Ещё один президентский Указ касается непосредственно «Беларуськалия». Чтобы обеспечить стабильную работу предприятия, принято решение до конца 2013 года обнулить таможенные пошлины на калийные удобрения. Кроме того, «Беларуськалию» предоставлена отсрочка разового платежа в бюджет за право пользования недрами до конца 2014 года.
В студии «Контуров» – Дмитрий Прохоцкий, исполняющий обязанности заместителя генерального директора по коммерческим вопросам и логистике «Беларуськалия».
Подписывайтесь на нас в Telegram