Контуры  |   14 февраля 2011, 11:00

Кодекс предприимчивости

Для просмотра видео установите Flash Player 9 или более новую версию.
31 декабря 2010 года ‑ день подписания Директивы № 4, провозгласившей принципы улучшения атмосферы предпринимательства. И вот на днях подписан еще один указ. О том, что год нынешний – 2011 ‑ объявлен в Беларуси годом Предприимчивости.
 
За 16 лет Владимир Селицкий из Молодечно трижды кардинально менял направления работы. Вынужденная стратегия выживания. К примеру, начинали с приборов для лабораторных исследований, а в кризис стали делать магниты-сувениры и светильники.
 
Разработка светодиодных светильников, действительно, выглядит перспективно. Служат долго, «кушают» мало. Когда ими оснастили фонари обычной пятиэтажки, посчитали все источники света в подъездах и на улице потребляют как одна 200-ватная лампа.
 
Владимир Селицкий, директор предприятия: «При бытовом тарифе за 8 месяцев он уже окупился. Они не учитывали, что не надо ходить ,электрику менять, лампочку, платить ему зарплату, как он должен проработать 20 лет».
 
Впрочем, новое направление пока не приносит денег. Не хватает заказов, то есть, предприимчивости у коммунальных служб.
 
А вот GPS-навигация нынче в почёте. Дела в компании Сергея Олейникова идут неплохо. Здесь разрабатывают навигационные системы слежения. С их помощью, например, легко установить посторонние перемещения работников на служебном транспорте. Вопреки мнению, что вся молодёжь стремится в столицу, Сергей прочно обосновался в Молодечно.
 
По количеству малых инновационных предприятий на тысячу жителей Молодечно обставит большинство городов. В советские времена здесь работали предприятия «оборонки», когда развалились, многие инженеры и конструкторы ушли в бизнес. Психологи отмечают ‑ предприимчивость у белорусов обостряется, когда «прижмёт».
 
Владимир Сивуха, вице-председатель Минского союза предпринимателей: «И сейчас огромное количество малых предприятий работает в Молодечно, причём включают в себя все – от разработки до изготовления и продажи изделий».
 
Из небольшой компании бизнес Василия Чаевского вырос до целого завода. В перечне заслуг – десятки разработок. 80 % продукции – в основном приборы и оборудование для железной дороги ‑ идёт на экспорт. Несколько лет назад они решили «застолбить» ещё одну нишу. Экологическая вата. Казалось, что этот дешёвый и экологичный утеплитель – пойдёт в Беларуси на «ура», как, к примеру, на стройках в скандинавских странах. Но у нас «эковату» оценили только частники. Госструктуры остались к новшеству равнодушными.
 
Василий Чаевский, директор электромеханического завода: «У них есть свои предприятия, за которые они отвечают, чтобы предприятия были загружена, чтобы продукция продавалась, вот их головная боль, хотя мне кажется, что если бы они осуществляли функции технического надзора, независимо от формы собственности и принадлежности, было бы лучше».
 
Сегодня на предприятии возлагают большие надежды на четвёртую Директиву, которая провозглашает принципы добросовестной конкуренции. Просто, пока бизнесменов делят на своих и чужих, их продукция интересует лишь зарубежных партнёров.
 
Владимир Сивуха, вице-председатель Минского союза предпринимателей: «Малое предприятие не всегда может продать свой продукт по тем или иным условиям. Просто-напросто своих поддерживают, а конкуренция реальная, а связями административным ресурсом».
 
А вот владельцы предприятий в Ушачах позитивные изменения уже ощутили. Стало проще работать с крупными государственными предприятиями. Частникам дали возможность участвовать в госпрограммах. Год назад они из обычной бумаги наладили производство труб, тех самых, которые предприятия Нефтехима и Беллегпрома, раньше покупали за границей. Теперь вот у них. Потепление бизнес-климата дало неожиданный эффект: потеплело и отношение местных жителей к предпринимателям.
 
Василий Трушко, директор предприятия «Твестуба»: «Это тоже вселяет в людей уверенность, что частный бизнес не есть плохо, это не чуть не хуже чем все остальное и они к нам тоже с положительными сторонами, и эмоциями относятся».
 
Но так рассуждает опытный предприниматель. Соцопросы показывают: интерес выпускников ВУЗов к открытию своего дела невелик. Павел Торчик, недавний студент, подтверждает: его знакомые, даже имея диплом менеджера или специалиста по маркетингу, о своем бизнесе почти не задумываются. Сам Павел делает деньги из воздуха. В прямом смысле. Поставляет в сувенирные лавки «Воздух Минска» – шуточный сувенир. Идею подсмотрел в интернете, загорелся, получил разрешение от автора разработки, а потом долго искал партнёра. Директора консервных заводов от предложения опешили: ну как можно закатывать в банку воздух и что на это скажут контролирующие органы?
Для Павла это не бизнес, а скорее хобби. Его мечта – экологические дома. То есть, он готов развиваться и как раз для таких начинающих предпринимателей и открывают «центры предприимчивости» – бизнес-инкубаторы. Льготная аренда, консультации, помощь в ведении бухгалтерии и поиске клиентов, комната для переговоров, мини-офис. Это же и юридический адрес.
 
Минские чиновники тоже «забросили» любопытную инициативу: статус бизнес-инкубатора присвоить крупному предприятию, долг которого исчисляется миллиардами. Но появились вопросы у депутатов, а не хотят ли за счёт выделенных на развитие бизнес-инкубатора денег, покрыть долги?
 
Сергей Найдович, депутат Минского городского совета депутатов: «И мы пытались убедить руководство, что смысл создавать бизнес-инкубатор на предприятии-должнике отсутствует. Попытка приветствуется, но как это сделать – надо просчитать и проработать. Этот механизм создаёт условия для развития бизнеса, а не решает проблемы, которые возникли заранее».
 
В общем, год предприимчивости некоторые чиновники поняли по-своему. Это, конечно, не значит, что он должен пройти в стороне от них. По их собственной оценке, предстоит разработать или изменить 75 законов. В Министерстве экономики последовательность действий пока не оглашают, хотя черновик программы уже готов. Первые шаги им охотно подсказывают сами предприниматели: решить вопросы по ценообразованию, смягчить штрафные санкции и расширить применение системы упрощённого налогообложения.
 
Но для возрождения духа предприимчивости, пожалуй, одними законами не обойтись. Нужна мощная психологическая атака, проще говоря, качественный PR человека дела. И обстоятельный экономический ликбез, чтобы заложить в будущих бизнесменах хотя бы азы предпринимательской деятельности, и чтобы новички, отправившись в свободное плавание, не потерпели крах и разочарование.

Поделитесь мнением
Опрос
© 2002-2014 ЗАО «Второй национальный телеканал». При любом использовании материалов активная гиперссылка на «ONT.BY» обязательна.
Нашли опечатку? Orphus: Ctrl+Enter