​Слова без музыки

Анатолию Ярмоленко теперь нельзя петь «Вы шумите, берёзы», а Ядвиге Поплавской – «Малиновку» и «Завiруху». Что уж говорить о нашем канале, которому запрещено эти песни транслировать.

На уходящей неделе мы увидели пример, когда объединяющее людей творчество стало предметом спора. Народный артист Беларуси, композитор Эдуард Ханок, желая воспользоваться авторским правом, запретил исполнение и трансляцию пяти своих песен.

В ином случае это не стало бы заметным событием, но тут речь идёт о таких песнях и таких исполнителях, что не обратить внимание на спор хозяйствующих субъектов просто невозможно. Судите сами: Анатолию Ярмоленко теперь нельзя петь «Вы шумите, берёзы», а Ядвиге Поплавской – «Малиновку» и «Завiруху». Что уж говорить о нашем канале, которому запрещено эти песни транслировать.

Из песни слов не выкинешь, а музыку... Ханок запретил, как обладатель исключительных прав. Такой несчастный случай не только для отечественных меломанов. О своём «вето» на пять шлягеров композитор обещает уведомить концертные организации России, Украины и других.

Эдуард Ханок, композитор, народный артист Беларуси: «Правила игры поменялись, сегодня огромное количество корпоративов, где артисты зарабатывают, а государство и авторы ничего с этого не имеют. Извините, пожалуйста. Я и потребовал возмездный договор, чтоб они мне заплатили. Мало того, если бы они "пиарили" автора, как положено, то я никогда не поднял бы вопрос».

«Они» – это Анатолий Ярмоленко и Ядвига Поплавская. Из репертуара народной артистки теперь изъяты «Завіруха», «Счастливый случай», «Я у бабушки живу». А ещё не заслышать больше всенародно любимым голоском «Малиновку».

Ядвига Поплавская, народная артистка Беларуси: «Остановился на концерте памяти Саши. И говорит: "Как так можно, ты ни разу не сказала о том, что вот, благодаря авторам". Я не помню, что я говорила, это был 12 день со дня ухода Саши. Несмотря ни на что, я его люблю, и Саша там, на небесах, ему благодарен».

Композитор Ханок уверяет: конфликт интересов зрел давно. Просто так совпало, что не стало Тихановича. Подождав 40 и ещё немного дней, маэстро уведомил Поплавскую и Ярмоленко, что «он уважать себя заставит». Мол, авторские гонорары, которые получал и получает, не в счёт – покупайте, как Солодуха «Здравствуй, чужая милая!», и пойте, кому захотите «А я лягу-прылягу».

Анатолий Ярмоленко, народный артист Беларуси: «В репертуаре коллектива то произведение, о котором говорит автор, появилось в начале 80-ых, в то время все работали в государственных организациях. Пожалуйста, пусть обращается в Министерство культуры, Союз композиторов, где приобретались эти песни».

О «табу» с 26 апреля Ханок сообщил письменно также Минкульту, Мининформу, теле- и радиоканалам страны. Даже старые записи нельзя воспроизводить, пока «Завіруха» на белорусской эстраде.

Правда, как пояснили в Национальном центре интеллектуальной собственности, запрет обретёт силу закона, по закону, лишь с 20 мая. То есть с момента, когда прекратятся выплаты через госструктуру.

Алексей Бичурин, начальник Центра по коллективному управлению имущественными правами: «В конце прошлой недели к нам поступило заявление о намерении Эдуарда Семёновича изъять из сферы полномочий нашей организации определённый перечень его произведений. Соответственно, вопросы регулирования переходят в его полную личную индивидуальную компетенцию».

Ядвига Поплавская, народная артистка Беларуси: «Увидел, в каком я состоянии, он понял, что я не смогу по-любому заплатить. И он сказал, что через несколько дней позвонит мне, приедет, и мы подпишем договор о безвозмездном исполнении его песен. На этом мы расстались. До последнего ждала».

Можно говорить о том, что, возможно, пока «делу не время и потехе не час». Однако Ханок цитирует другую песню: «спектакль окончен, гаснет свет». Пора начинать жить по закону об авторских правах 2011 года. В нём четко прописано, что есть «возмездный» и «безвозмездный» договор.

Эдуард Ханок, композитор, народный артист Беларуси: «Думаю, что с Поплавской я просто не буду судиться, ничего, а просто окончательно эти песни изымаются. "Я у бабушки", "Завіруха". Хватит! Народ итак знает. На Ярмоленко, естественно, буду подавать по полной программе. И называется "защита чести, достоинства". У меня всё-таки достоинство и честь ещё есть, извините, пожалуйста».

Цель будущего иска автор прецедента определяет как оздоровление отношений в дуэте «композитор-артист» на отечественной эстраде в целом. Дескать, чем белорусские звёзды лучше российского Витаса. Он как раз-таки платит Ханку за право исполнять «Потолок ледяной». Суммы не уточняет.

Анатолий Ярмоленко, народный артист Беларуси: «Если Эдуард Семёнович решил, что тут какие-то мальчишки провинциальные, потому что он очень много был в соседней стране, то это даже лучшая форма общения. Потому что мы должны научиться цивилизованно выяснять отношения. Не орать на каждом углу, не выбрасывать в Интернет какие-то вещи и не делать из этого шоу».

Для себя Ярмоленко решил: его голосом больше не будут «шуметь берёзы». По крайней мере, пока есть спорные вопросы между «народными». Впрочем, музыку Ханок остановил, но из песни слов не выкинешь.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram