«Чернобыль»: почему сериал стал одним из лучших и какое участие в его создании приняла Беларусь?

Похоже, людям удалось изобрести машину времени. Так кажется по завершении просмотра сериала «Чернобыль». Пять серий буквально переносят нас в середину 80-х. О катастрофе в Чернобыле снят не один десяток фильмов – и художественных, и документальных, но эта работа ещё до завершения стала одним из самых успешных сериалов современности. 


Похоже, людям удалось изобрести машину времени. Так кажется по завершении просмотра сериала «Чернобыль». Пять серий буквально переносят нас в середину 80-х. О катастрофе в Чернобыле снят не один десяток фильмов – и художественных, и документальных, но эта работа ещё до завершения стала одним из самых успешных сериалов современности. 

Помимо того, что та трагедия для белорусов – особая неутихающая боль даже спустя много лет, в фильме есть и «Чернобыльская молитва» Светланы Алексиевич, и костюмы «Беларусьфильма». Мы не будем придирчиво «рассматривать декорации», искать глупые киноляпы (понятно – они там есть). Мы не станем утверждать, что этот фильм – истина в последней инстанции. Нет, это ведь не исторически буквальное изложение событий, а всё-таки художественное кино. Но можно с уверенностью сказать – такой фильм просто нужно было снять! И нужно посмотреть, чтобы проникнуться содержанием и одной простой главной мыслью. Никакой эпик-катастрофы, режиссура от клипмейкера Мадонны и ставка на сценариста «Мальчишника в Вегасе». Такова не самая типичная история пятисерийного «Чернобыля», который, по версии крупнейшей в мире базы данных о кинематографе, уже признан лучшим сериалом всех времен.

Крэйг Мэйзин, сценарист: 

«Эта история шокирует и попадает в самое сердце! Изначально в моей голове был один самый важный вопрос: почему случилась трагедия в Чернобыле? И ответ оказался более шокирующим, чем сам факт взрыва. Сериал «Чернобыль» – это не совсем и не только про трагедию. Это история о том, что случается, когда люди ставят ложь выше правды». 

Стопроцентной достоверности тем, кто «Чернобыль» пока не видел, ожидать бессмысленно. Её и не обещали. Это всё же игровое кино, но с серьёзной претензией на «почти документальность». Вот эпизод из сериала, где люди очищают крышу станции от кусков графита (см. видео). По секундомеру. Три минуты такой работы – смерть от радиации в течение месяца. В фильме множество других сцен, которые авторы сериала воссоздали по кадрам хроники. Пусть и не без доли драматургической интерпретации. Например, падение вертолёта у четвёртого блока. А некоторые кадры нужны были для того, чтобы передать весь трагизм случившегося, как жуткий своим послесловием эпизод на мосту. Мы не будем искать мелкие неточности и киноляпы – сериал не документальный. Экранную Припять снимали в Вильнюсе. Авторы даже пообещали жителям микрорайона Фабиёнишкес новую детскую площадку и аллею из роз в знак благодарности. Саму же Чернобыльскую АЭС воссоздали на Игналинской. Пожалуй, максимальным несовпадение оказалось с минским институтом ядерной энергетики. Кадры из фильма… и реальное здание в Соснах, где по сценарию работала вымышленный персонаж – физик Ульяна Хомюк. А вот вязаный кардиган дамы-учёного действительно позаимствовали в нашей столице. Практически всю одежду для героев «Чернобыля» взяли на «Беларусьфильме».  Создатели сериала очень филигранно отнеслись к мельчайшим деталям советского быта. Важны были даже пуговицы, не говоря о портфелях, с которыми по сценарию на уроки шли школьники в Припяти. У ранцев был – отдельный кастинг.

Галина Бугара, начальник цеха подготовки съёмок Национальной киностудии «Беларусьфильм»:

«Мы предварительно сделали все фотографии. Отправили им на рассмотрение. Все портфели 80-х – 90-х годов, которые были в наличии. По фотографиям выбирали».

40 портфелей, а всего – почти 2000 предметов у «Беларусьфильма» одолжили на время съёмок. Медицинские шапочки, платки, обувь, халаты… В этой куртке был ликвидатор Павел (см. видео). А вот и пижама директора станции, в ней он был, когда глубокой ночью получил сообщение о катастрофе.   

Владимир Карачевский, генеральный директор Национальной киностудии «Беларусьфильм»:

«Я, например, сегодня рад, что мы принимали участие в фильме, который в тренде. Это говорит о том, что возможности у нашей киностудии и страны большие. Западная и Восточная Европа здесь перебывала точно. В ближайшее время откроем для себя Юго-Восточную Азию. Одна из крупнейших баз на территории бывшего СССР, как «Мосфильм» или «Ленфильм». Мы сумели это сохранить».

В некоторых эпизодах внимание к деталям было, пожалуй, слишком пристальным. Авторам, к примеру, показалось, что у советских физиков-ядерщиков на каждом столе непременно должен стоять термос. Но как минимум пару человек оказались не совсем довольны излишней пристальностью создателей фильма. Британская сценаристка возмутилась отсутствием чернокожих актёров в фильме, а украинский драматург Павел Арье заявил, что монолог бабушки во время эвакуации дублирует эпизод его пьесы. Сейчас эту серию пересматривают юристы.

Павел Арье, драматург:

«Это могло быть совпадение, только если верить в очень большие совпадения. Это не я заметил – совсем другие люди заметили. Явно читали эту пьесу – так точно». 

Зато то самое «большое совпадение», к которому наверняка никто не имел претензий – внешность актеров и их реальных прототипов. Академик Легасов, суд над виновниками аварии. Но самым трагичным, пожалуй, можно назвать другое жизненное подобие – эпизода страшной катастрофы. Когда очень хотелось бы, чтобы дым закрыл титр «снято по реальным событиям». 

Подписывайтесь на нас в Telegram