Жители деревни Зарой в Дятловском районе разделились на два лагеря: одни хотят переименовать её в Викторию, другие – против

​Режет ухо – с такой необычной жалобой на горячую линию телеканала ОНТ обратились жители одной из деревень Гродненской области. Они хотят сменить название своего населённого пункта. Дескать, Зарой – неблагозвучно и даже отталкивающе. Так возможен ли такой местный ребрендинг?

Режет ухо – с такой необычной жалобой на горячую линию телеканала ОНТ обратились жители одной из деревень Гродненской области. Они хотят сменить название своего населённого пункта. Дескать, Зарой – неблагозвучно и даже отталкивающе. Так возможен ли такой местный ребрендинг?

«Вот несколько строк: “Частаваліся ўсе мёдавым настоем і пагэтаму назвалі вёсачку Зароем…»

В таких случаях обычно говорят: пробило на поэзию. Тут можно вспомнить и парочку известных строк вроде «вот эта улица, вот этот дом» и даже «что в имени тебе моём?». Как раз из-за имени – названия деревни – и разгорелся весь сыр-бор. Дескать, Зарой совсем не благозвучно. Ну, что мол, в таком названии может привлечь? А новое имя легко вдохнуло бы в деревню новую жизнь. Виктория, утверждает Виктор Иваныч, окрыляет.

Виктор Терейковский, житель деревни Зарой, Дятловский район: «Почему мы не должны утверждать нашу Победу? Именно с утверждением Победы! Я посмотрел карту Беларуси, так нету ни одной деревушки с названием Виктория! Мы когда первоначально обсуждали эту идею, люди были согласны».

Такие фантазии буквально раскололи деревню. Это только кажется, что среди каких-то пятидесяти жителей нет места спору. Приезжие – как Виктор Иваныч – совсем не против ребрендинга. Они, по словам инициатора словесного переворота, даже подписались за новую Викторию. Только вот коренные жители готовы бороться за старое… Зарой.

Вера Подлипская, житель деревни Зарой, Дятловский район: «Я прыйшла з Шчэдуршчыны сюды, і Зарой быў тут больш мо за 100 год... Я ўжо 72 годы жыву тутака. Ці мне прыбудзе, ці мне адбудзе? Ну як яно будзе. Што, я буду пашпарт мяняць? Тут прапісаны мае дзеці, радзіліся ўсе».

Решить спор зачинщик предлагает на… местном референдуме. К делу подключили депутатский корпус, районный исполком. Всё по закону!

Александр Барановский, председатель Дятловского районного совета депутатов: «Необходимость и целесообразность переименования населённого пункта решают жители. Но этот процесс будет сопряжён с большими материальными затратами. Моё мнение, что такой необходимости абсолютно нету. Потому что это исторически сложившееся название».

Вообще переименование в Беларуси случается. За последние 100 лет новые названия получили больше тысячи деревень. И самыми активными в этом плане были советские 60-е. Образцовым делали и порядок в стране, и её названия. Так, к примеру, белорусское Романово стало деревней Ленино, село Лиходея переименовали в Прогресс, а деревню Пуково назвали Комсомольской. Так в чём же речевой казус деревни Зарой? Разве что созвучно русскому глаголу…

Ольга Тюшляева, директор Дятловского историко-краеведческого музея: «Увогуле звестак пра вёску няшмат, вельмі мала. Лічыцца, што назва вескі звязана з асаблівасцямі геаграфічнага размяшчэння. Зарой – гэта паселішча за роем, невялікім вадатокам, прытокам ракі Ятранкі».

Ответ на вопрос «так что же в имени?» можно найти всегда. В белорусскоязычной традиции всё обычно довольно просто. Живут себе люди на возвышенности – значит, быть деревне Горки. Приехали на ПМЖ иностранцы, значит, место их «обитания» называют деревней Шведы или, скажем, Прусы. Если же название кажется неблагозвучным, то новое в любом случае должна одобрить топонимическая комиссия. А она судит другими мерками, главная из которых – название должно подчёркивать так называемую белорусскость. В случае с делом «Виктория против Зароя» языковеды инициативу переименования никак не принимают. Говорят, местные сами не понимают своего счастья!

И пусть деревня в историческом разрезе ничем не примечательна, другой такой ни на карте Беларуси, ни в словарях просто нет. Кто-то скажет: преградой на пути бурной фантазии стали бюрократические проволочки. Но ведь известно, что это только встречают по одёжке, в смысле, по табличке.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

217 04 24 – телефон горячей линии ОНТ. Если у вас есть тема, которая будет небезразлична другим, – звоните. Если вы стали свидетелем необычного события – снимайте и присылайте нам видео. Эфир «Наших новостей» открыт для сенсаций!

Подписывайтесь на нас в Telegram