Зачем корпорация Google купила белорусскую компанию AIMatter?

Зная приоритеты Google, который покупает сначала американские продукты, потом европейские, а потом уже все остальные, можно утверждать, что белорусы предложили технологии, которые в разы превосходят зарубежные аналоги. Дмитрий Семченко попытался выяснить, что это за технологии.

В Парк высоких технологий пришёл Google. В принципе, можно не продолжать, но детали тоже интересны. Крупнейшая в мире технологическая компания с самой продвинутой в мире экспертизой выбрала для покупки белорусскую фирму. Зная приоритеты Google, который покупает сначала американские продукты, потом европейские, а потом уже все остальные, можно утверждать, что белорусы предложили технологии, которые в разы превосходят зарубежные аналоги. Дмитрий Семченко попытался выяснить, что это за технологии.

Новое офисное здание на столичной улице Кирова раньше не мелькало в выпусках новостей и на туристических открытках, но именно здесь родился стартап, приведший к исторической для Беларуси сделке. Название AIMatter сплелось с англоязычной интерпретацией – искусственный интеллект имеет значение. Команда взялась за работу всего год назад, но к этому моменту успела создать уникальную технологию планетарного масштаба.

Компания AIMatter разработала первое в мире приложение, которое позволяет менять цвет волос в режиме реального времени. Человек видит на экране телефона свой новый образ и может решить, стоит ли преобразиться по-настоящему. Впрочем, это только одно из ярких изобретений компании. Их приложения могут менять фон фотографий, размывать его. Нейронные сети (искусственный интеллект) повышают качество изображения и даже убирают дефекты на коже. Над чем будет работать команда дальше? Это знает только Google.

Американская транснациональная корпорация с капитализацией в 500 миллиардов долларов приобрела компанию из Беларуси не из-за конкретного приложения (это лишь витрина для уникальной технологии). Белорусы смогли запустить нейронные сети на мобильном телефоне, что открывает почти фантастические возможности, оценить которые, как ни странно, помог старый ковёр, теперь ставший настоящей реликвией.

Дмитрий Гурский, инвестор проекта AIMatter: «Мы делали фотографию человека возле ковра и смотрели, насколько нейронная сеть сделает качественное выделение на фоне ковра, потому что если качественно выделяет на фоне ковра, который имеет такой сложный рисунок, то уже на фоне других объектов выделит тем более».

Сколько заплатила корпорация Google – серьёзный коммерческий секрет, со штрафными санкциями в полмиллиона долларов. Основатель AIMatter немного приоткрывает завесу тайны – его можно назвать миллионером.

AIMatter – это полностью белорусское предприятие, резидент Парка высоких технологий со штаб-квартирой в Минске. Сделка с Google имеет огромное значение для имиджа страны.

Денис Алейников, старший партнёр юридической компании «Алейников и Партнёры»: «Игроком первой лиги приобретён стартап, работавший в области искусственного интеллекта. Какого уровня должна быть технология, чтобы её купил один из мировых лидеров?»

Это прецедент не только в технологической сфере, но и в правовой. Раньше корпорации такого уровня не заключали сделок в Беларуси. Слишком отличаются у нас юридические нормы и законы. Чтобы подготовить документы, юристы фирмы «Алейников и Партнёры» работали сутками напролёт в течение нескольких месяцев.

Денис Алейников, старший партнёр юридической компании «Алейников и Партнёры»: «Мы живём в достаточно быстром мире, пока инвестор будет изучать правовую систему Беларуси, искать аналогии с правовыми стандартами, он скорее найдёт два новых стартапа ещё где-то. Инвестор должен прийти и проинвестировать у нас под тем же правовым механизмом, как в любой другой стране. США, Сингапур, Швейцария, Беларусь – не так важно!»

Когда создавался Парк высоких технологий, государство предоставило компаниям-резидентам выгодные условия и довольно крепкий правовой фундамент, но за десятилетие белорусы выросли из «аутсорсинговых штанишек», когда приходится лишь выполнять зарубежные заказы. Собственный продукт выгоднее и может принести баснословную прибыль, однако нынешняя правовая система такова, что проще основать компанию за рубежом, а в Беларуси работать по её заказам в статусе простого исполнителя. Известных примеров хватает. Несмотря на белорусские корни, компания Wargaming с миллиардными оборотами располагается на Кипре, а в Минске занимается разработками. ЕPAM находится под американской юрисдикцией.

О новом декрете, получившим условное название «ПВТ 2.0», программисты говорят с придыханием с того момента, как о готовящемся документе заявил Президент. В обращении к парламенту и народу Александр Лукашенко заявил о новом этапе развития IT-сферы.

Глава государства поставил задачу превратить Беларусь в IT-страну. В проект вносят свою лепту и компании-резиденты, и юристы. Например, «Алейников и Партнёры» уже подготовили конкретные предложения.

Своё законодательство уже давно шлифуют и соседние страны, не говоря про лидеров рынка, но с новым декретом белорусские программисты должны получить равные правовые условия и даже шагнуть вперёд. Например, над смарт-контрактами (выполнение договорных обязательств идёт по заданным алгоритмам и без вмешательства человека) сейчас работают все передовые страны. И у Беларуси есть шанс опередить конкурентов, но для этого нужно ускориться. Право передохнуть в отечественной IT-отрасли заработал только один человек.

Юрий Мельничек, основатель компании AIMatter: «Сейчас в планах отдышаться, завершить дела, помедитировать и потом смотреть, куда двигаться дальше».

Впрочем, долго почивать на лаврах Юрий Мельничек не собирается. Основатели компании планируют существенную часть денег от сделки потратить на инвестиции в проекты ПВТ, а после выхода нового декрета взяться за новый прорывной проект, в сравнении с которым окрашенные нейронами волосы покажутся юношеской забавой. 

Подробности – в видеосюжете

Подписывайтесь на нас в Telegram