За свободу движения

​На уходящей неделе в Сочи собрались премьер-министры стран-участниц Евразийского экономического союза. Александр Злобин расскажет о том, как шла работа над важнейшим документом этого интеграционного объединения – новым Таможенным кодексом.

На уходящей неделе в Сочи собрались премьер-министры стран-участниц Евразийского экономического союза. Александр Злобин расскажет о том, как шла работа над важнейшим документом этого интеграционного объединения  новым Таможенным кодексом.

Сочинскую олимпиаду эксперты признали одной из самых успешных по организации. И в такой характеристике есть весомый белорусский вклад: автобусы Минского автозавода развозили многочисленных болельщиков в круглосуточном режиме строго по расписанию и без задержек.

Снятие таможенных барьеров позволило МАЗу открыть рынок Краснодарского края – к зимней Олимпиаде в Сочи завод заключил крупный контракт, и 255 автобусов гармонично вписались в обновлённую транспортную систему города. Техника, к слову, работает и сейчас и отлично себя зарекомендовала.

Директор сервисного центра МАЗа рассказывает о достоинствах моделей: двигатели стандарта Евро-5, система торможения, адаптированная специально под горные условия. Но сочинцы любят белорусские автобусы ещё по одной причине. В нём есть кондиционер! (см.видео – прим.ред.)

С экономической точки зрения проект реализовали благодаря сотрудничеству: беспошлинные условия торговли позволили дилеру в соседней стране предложить выгодную цену, «Сбербанк» обеспечил лизинговую программу, а правительство Беларуси взяло на себя часть выплат по процентам.Такой эффект называют синергией. Возрастание эффективности в результате интеграции – это и есть основной мотив создания Евразийского экономического союза, который призван обеспечить свободу передвижения товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов.

Разумеется, без единых таможенных правил на этом пути не обойтись. Поэтому на встрече в Сочи премьер-министры стран ЕАЭС решили сосредоточиться на рассмотрении Таможенного кодекса. Документ эксперты называют самым масштабным и самым проблемным правовым актом с момента подписания Договора о создании Евразийского союза.

Алексей Пилько, директор Евразийского коммуникационного центра (Москва): «Таможня и таможенные сборы традиционно составляют значительную часть бюджета в любой стране. И страны Союза не являются исключением. Очень тяжело передать на наднациональный уровень то, что приносит тебе большие деньги. Это неизбежные определённые потери для бюджетов. Поэтому было тяжело договариваться».

Переговоры действительно шли непросто и затянулись на несколько лет. В оправдание разработчики говорят о полутора тысячах поправок, которые пришлось внести на этапе согласования. К примеру, как быть со свободными экономическими зонами. Привлекая инвесторов, каждая страна декларирует свои льготные программы: по налогам, ввозу оборудования и экспорту товаров. И всё же после жарких споров удалось выработать единые правила игры на свободном экономическом поле. Итог переговоров премьер-министров – Кодекс практически годов к принятию, остались единичные корректировки. Технические.

Андрей Кобяков, премьер-министр Беларуси: «По итогам работы хотелось бы отметить следующее: прежде всего, это выход на финишную прямую в вопросе о принятии нового Таможенного кодекса Союза. По результатам всего комплекса переговоров на уровне руководства таможенных служб остаются неурегулированными лишь считанные положения этого объёмного документа. Так что прогресс очевиден. И сомнений в том, что работа по Кодексу завершится этой осенью, нет».

Дмитрий Медведев, председатель правительства России: «Мы в шаге от согласования нового Таможенного кодекса. Это большое достижение».

Приоритет электронного декларирования перед бумажным, обработка деклараций без участия человека с помощью информационных систем, использование механизма «одно окно» и сокращение сроков оформления товаров до нескольких часов – с этими новациями Таможенный кодекс заслужил репутацию инновационного проекта. Но всё это лишь инструментарий для достижения главного – снятия барьеров в диалоге бизнеса и государства.

Владимир Орловский, первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси: «Работая по новому Кодексу, мы будем действовать по чётким, понятным и единым правилам – это преимущества для государства и таможенных служб. Преимущества для бизнеса в том, что эти нормы более либеральны, чем в действующем Кодексе. Ведь много инициатив бизнеса были реализованы».

Путь от теории к практике не должен быть долгим. Проект Кодекса направлен для анализа национальным ведомствам и бизнес-сообществам, у них для этого есть месяц. Уже в октябре на встрече в Минске премьер-министры договорились поставить подписи под документом, чтобы до конца года представить его президентам.

Подписывайтесь на нас в Telegram