За одним «Столом»

На неделе в Минске наконец-то показали «Стол» известного художника Романа Заслонова. С мая по ноябрь 2017 арт-проект представлял Беларусь на самой престижной Всемирной выставке современного искусства.

На неделе в Минске наконец-то показали «Стол» известного художника Романа Заслонова. С мая по ноябрь 2017-го арт-проект представлял Беларусь на самой престижной Всемирной выставке современного искусства.

Организаторы отметили рекордную посещаемость нынешней биеннале – более 615 тысяч человек. Пройти мимо нашего павильона было сложно, ведь он размещался в самом сердце Венеции. Но сразу после выбора национального жюри, вокруг «Стола» разгорались нешуточные страсти. О них мы рассказывали в «Контурах». Напомним, что тогда только ленивый в белорусском арт-сообществе не фантазировал на тему, чего ждать от художника с репутацией «салонного»? За внука легендарного партизана по итогу биеннале ответили зарубежные эксперты: «Простое заявление о самой сложной вещи на земле – о людях».

Английская пословица гласит: «Дураки задают пир; умные сидят за столом».

–  Прошу к нашему «Столу»...

Роман, Вы любите поесть?

– Люблю!

Какую кухню предпочитаете? Белорусскую либо французскую?

– Обе. Потому что я белорус, живу немножко во Франции.

От пищи телесной, к пище духовной. Где стол, который был в Венеции? Где стол, который был в Париже?

– Просто не поместился в машину, которая везла его в Минск. Посовещались с моими товарищами-соавторами и решили, что в этот раз будет «Стол» без стола.

Сергей Талыбов, режиссёр, участник арт-проекта «Стол»: «Длина стола была четыре метра. Камера на электроприводе. Она равномерно двигалась. Отсняли один эпизод, снимаем другой. И потом просто эти столы во время монтажа. Стыка вы не увидите. Потому что не менялся ракурс камеры, не менялась крупность».

Как смотреть «Стол», чтобы понять автора?

– Что касается этого проекта, он прост. Человек должен прийти и почувствовать то, как он воспринимает наше видео, нашу инсталляцию. И теперь к ней ещё добавился перформанс. Мы хотим донести до зрителя то, чего ему не хватает. Людям не хватает теплоты и любви. Очень часто в современном искусстве встречаются вещи тяжело переносимые публикой, во многие залы нельзя входить детям до 16 лет. 

А этот фильм на какую категорию?

– Этот на все категории. Здесь нет никаких ограничений.

Но есть обнажённая натура?

– «Обнажённая» натура должна детьми восприниматься адекватно и нормально.

Действительно, «Данаю» Рембрандта никто же не прикрывает в Эрмитаже.

 – Да, детей ведь пускают в Эрмитаж. Здесь картина настолько классическая по форме. Мне кажется, что прикрывать её и не пускать детей – это просто глупо.

«Голов своих зря не подставим, и если придётся, то будет она потеряна за... Родину», – слова Вашего знаменитого предка. Чем рисковали, участвуя в биеннале?

–  Картина может быть побита зонтиком, как это было в 19 веке на Парижских салонах независимых. И просто быть оплёванной, обруганной критикой, зрителями и т.д. Но самое страшное, если её просто не заметят. Венеция – это как раз то место, где одних национальных павильонов 86. И около ста художников участвуют ещё в основном проекте, которым занимается куратор. В прошлом году это была Кристин Масель, кстати, которая побывала в нашем павильоне и очень высоко его оценила.

Учитывая возраст биеннале, учитывая статус биеннале. Думаю, что вопрос об участии Беларуси в пятый раз уже не стоит. Что нужно менять в подготовке даже не художника, а страны к этому международному проекту?

– В 2017 году конкурс проходил в январе 2017 года. Это были последние дни, когда мы могли успеть отправить туда все документы. Вот эта практика недопустима. Нужно думать заранее.

Россия уже определилась с куратором павильона на 2019 год. Оргкомитет биеннале уже назвал куратора основного проекта 2019 года.

– И во Франции, и в Англии кураторы, участники назначаются уже теперь. Они имеют полтора года для подготовки. Полтора года – это тот срок, за который можно что-то хорошо сделать. Когда подавались на национальный конкурс, наш проект был готов. Сделать его от концептуальной заявки до реального проекта за месяц или полтора практически невозможно.

Виктор Лобкович, продюсер, участник арт-проекта «Стол»: «Сделали ещё один документальный фильм, который называется «Дебют». Его взяли на IDFA. Венецианский опыт помог в этом. IDFA – это самый большой и известный фестиваль документального кино в Европе».

Кого из авторитетов прошлого и настоящего Вы бы пригласили за этот стол. И Вам интересно было бы услышать его мнение?

– Наверное, художников Северного Возрождения Хуго ван дер Гуса, Мемлинга, Яна ван Эйка, потому что их влияние, если человек внимательно посмотрит, в этом видео. Из видеохудожников, конечно, Билла Виолу. Нужно создавать то, к чему будут отсылаться потомки. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

География:
Италия