​Тематические путешествия набирают популярность во всём мире. И многие туристы сейчас едут в Буэнос-Айрес учиться танцевать знаменитое аргентинское танго, в азиатские страны – постигать премудрости восточных единоборств, в Париж – на мастер-классы по выпечке багетов.

Тематические путешествия набирают популярность во всём мире. И многие туристы сейчас едут в Буэнос-Айрес учиться танцевать знаменитое аргентинское танго, в азиатские страны – постигать премудрости восточных единоборств, в Париж – на мастер-классы по выпечке багетов.

Впрочем, белорусам сейчас ехать в Париж именно за традиционной французской выпечкой совсем не обязательно.

Каким бы хмурым ни показалось парижское утро, в него обязательно ворвётся чуть сладковатый запах хлеба и хруст той самой французской булки. Пожалуй, всё-таки не Эйфелевой башней, не Триумфальной аркой и не собором Парижской Богоматери стал знаменит этот город. Просто здесь всё как будто по высшему разряду. Если строить – так до небес, если любить – так чтоб на зависть, если шить – так «от кутюр», ну, а если есть – то точно с хлебом.

Каждое утро французы начинают с похода в булочную. И это не стереотип. В очереди – звон монет в один евро. Но традиционный багет может стоить чуть дороже. Правда, французы то и дело возмущаются этим фактом. Потому что понимают: дело прибыльное и никакой кризис его не затронет. Ведь хлеб французы будут есть, кажется, всегда.

В это сложно поверить, но в Париже 32 тысячи булочных. Иногда на квадратный километр приходится до десятка хлебных магазинов. Так что о существовании традиционных для нас хлебозаводов здесь и не подозревают. О хлебном культе сами французы говорят громко: нет хлеба – нет завтра. И пожалуй, на втором месте – любовь к сладкой выпечке. Но и у этой страсти у французов есть образное выражение, послушанное на парижских улицах: каков десерт – таков и ужин.

Но что по ту сторону прилавка? Узкими коридорами в «святая святых» нас ведёт – внимание – лучший пекарь Парижа. Раз в год методом слепой дегустации здесь выбирают того, чьи руки будут месить и выпекать для Елисейского дворца. И несколько лет назад таким счастливчиком стал, как ни удивительно, сенегалец.

Джибриль Бодьян, пекарь: «Чтобы по пути на работу француз ел лучший хлеб, я встаю в три часа – не то ночи, не то утра. А в выходные и вовсе в час. Кто-то говорит: так это скучнейшее занятие! Но знаете, хлебопечение – это целый мир. Я с 14 лет на кухне, и пока не надоело».

А вечером он будет печь до последнего клиента. И бегать в жаре от печей так, что камера за ним и не поспевает. Быстрее Джибриль разве что – как бы это ни звучало – заворачивает круассаны».

Считается, что именно из-за спешки и придумали багет – самый традиционный вид хлеба во Франции, а в переводе просто «палка». Кстати, русский «батон» на французском означает то же самое. Так вот, почти 100 лет назад в Париже вышел закон, запрещающий открывать пекарни раньше четырёх часов утра. И рецепт обычного хлеба пришлось модернизировать. Опара для багета подходит куда быстрее.

Кристоф Сонне, пекарь: «По большому счёту, здесь только вода и чистая пшеничная мука. Ещё немного дрожжей. Но даже в самом простом рецепте важны нюансы. А ещё самое главное – руки и мысли. Чистыми должны быть и те, и другие».

Но со временем в мире процесс довели до замороженного теста, химических «ускорителей», вкусовых «улучшителей»… Фаст-фуд да и только. Франция стала едва ли не единственной страной, вставшей на защиту кухонных традиций. В 1993 году вышел декрет о хлебе. Надпись на булочных подтверждает: здесь пекут настоящий, натуральный хлеб.

Примерно та же история и с круассаном – сладким символом Франции. Этот слоёный полумесяц на самом деле изобретение австрийцев. Но именно руки французов довели его до совершенства и мировой славы.

Кристоф Сонне, пекарь: «Это тесто я замесил ещё накануне. Ему ещё надо расстояться в особом шкафу, и только потом в печь. Так что дома такой круассан вряд ли выйдет. Да и вообще, никакую хорошую булку за два часа не приготовишь!»

Скрупулёзно, но без всякого снобизма, они готовы говорить о хлебе и выпечке часами. И казалось бы, с чего вдруг раскрывать детали производства? Но всемирно известная выпечка от всемирно известного пекаря едет в Минск. Уже приехала!

Мишель Галлойе, владелец сети пекарен: «Хлебопечением занимались мои бабушка с дедушкой. Родителям это не было интересно. Так что для меня всё началось с банального любопытства. А сейчас, спустя десятилетия, я хотел бы, чтобы слава французского хлеба разнеслась по всему миру – да я, в общем-то, всё для этого делаю. В следующем году хочу открыть международную школу пекарей. Считаю, если что-то получаешь, то нужно уметь и отдавать».

Этот человек в родной Франции не нуждается в представлении. Кавалер ордена Почётного легиона, обладатель всевозможных наград, владелец сети булочных в Арабских Эмиратах, Сингапуре, Китае, Японии… Теперь дело его рук и в Минске. Гипермаркеты «Евроопт» представляют.

Он без устали – хоть и в 69 – рассказывает, показывает… Мастер-классы для белорусских пекарей доказали: когда горят глаза – руки делают. Теперь на прилавках 10 видов продукции не просто похожей на парижскую, а точно такой же. Справедливости ради надо отметить – разница есть, но только в одном – цена для белорусского ценителя ниже.

Они за секунды разберут рецепты, возьмут автографы и даже обнимутся для фото, но на самом деле получат гораздо больше сиюминутной радости – возможность видеть кусочек Франции на своём столе каждый день.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анна Пыж