​О том, что на Донбассе есть самопровозглашённые Донецкая и Луганская народные республики, знают, конечно, все. Но мало кому известно, что на украинской территории, чуть южнее белоруской границы, де-факто существует ещё одна – «Полесская республика».

О том, что на Донбассе есть самопровозглашённые Донецкая и Луганская народные республики, знают, конечно, все. Но мало кому известно, что на украинской территории, чуть южнее белоруской границы, де-факто существует ещё одна – Полесская республика. Там свой суверенитет и своя армия, которая не подчиняется киевским властям. Там правит так называемая бурштыновая мафия.

Всему виной янтарь, а точнее, шальные деньги от его контрабанды. Нелегальная добыча солнечного камня приобрела здесь промышленные масштабы. Эксперты заявляют об экологическом бедствии для целого региона.

От посёлка Клёсов Ровенской области до границы с Беларусью по прямой не больше 90 километров. После развала Союза здесь закрылся торфобрикетный завод, развалились колхозы. Но от участи стать очередным умирающим хутором Клёсов спасла «янтарная жила». Ещё в 90-х годах, как пчёлы на мёд, сюда слетелись тысячи искателей солнечного камня.

Затерянный среди полесских болот, Клёсов сейчас называют янтарной столицей Украины. Местные жители не скрывают: здесь каждая семья – от детей до стариков – так или иначе занята в старательском промысле. И тут же предлагают обменять дары Полесья на наличные. С одним условием: не показывать лица торговцев.

Вот так (см.видео – прим.ред.) за 100 гривен можно купить себе целую горсть янтаря. Это так называемая нулёвка. В Клёсове найти такой можно буквально под ногами, поясняет геолог Виктор Мацуй, открывший первое месторождение янтаря в Украине ещё в 1984 году.

Но в советские времена эта тема мало кого интересовала. Промышленная добыча сукцинита – окаменевшей смолы древнейших хвойных деревьев – велась и по сей день ведётся в Калининградской области. При этом на северо-западе современной Украины, считает учёный, находится один из крупнейших в мире Припятский янтароносный бассейн (часть Балтийско-Днепровской янтароносной провинции).

Виктор Мацуй, старший научный сотрудник Института геологических наук Украины: «Я думаю, что объёмы – до миллиона тонн. Это несметные богатства, которые у нас ещё не изучены».

Камни разных размеров и оттенков – от лимонного до бурого – и раньше находили здесь прямо на огородах и растапливали ими печь, рассказывают жители Клёсова. Янтарь считается полудрагоценным ювелирно-поделочным камнем. Но в последние годы цены на мировом рынке на него взлетели. Щедро заплатить за сырье готовы, к примеру, в Китае. Кроме сувениров и бижутерии, янтарь применяют в медицине, оптике, электронике.

Сейчас на польской бирже за килограмм янтарных необработанных камней весом от 50 до 100 граммов дают 5000-5500 долларов. На чёрном рынке дешевле – около 2000 долларов. Так украинское Полесье охватила настоящая янтарная лихорадка.

В окрестностях Клёсова у государственного предприятия «Укрбурштын» есть свой рудник, где ведётся промышленная добыча янтаря. Но объёмы небольшие, компания проходит процедуру банкротства. При этом нелегальная добыча в Украине – от 120 до 300 тонн в год. Крупные партии янтаря нескончаемым контрабандным потоком идут в страны Европы и Азии. Главный рынок сбыта – Польша. Местные жители шутят, мол, вот она – евроинтеграция. Задерживать и изымать на границе удаётся лишь малую толику товара. По разным оценкам, объём теневого янтарного рынка может составлять до 300 миллионов долларов.

Нелегальная добыча ведётся днём и ночью. И стоять за этот «клондайк» здесь готовы насмерть. Попытки упорядочить янтарный бизнес заканчиваются провалом. Вот так (см.видео – прим.ред.), к примеру, в Шацком районе Волынской области встречают группу журналистов, пытавшихся зафиксировать, как работают копатели.

К перестрелкам и побоищам здесь давно привыкли. В прошлом году, к примеру, жители одного из сёл Ровенской области штурмовали пограничный пункт «Каменское», требуя вернуть конфискованное оборудование. Украинским пограничникам пришлось открывать огонь по людям. А белорусские власти после этого в одностороннем порядке решили усилить охрану границы с Украиной. Есть проблема и при демаркации – украинцы всячески препятствуют этому процессу.

В этом году в Киеве было принято решение ввести внутренние войска в районы нелегальной добычи янтаря. Но подчиняться требованиям силовиков жители полесских районов наотрез отказались. Бандитские группировки устроили Национальной гвардии «горячий приём» (см.видео – прим.ред.).

Сейчас по периметру посёлка расставлены блок-посты Нацгвардии. Но местные уверены: это ненадолго. Приезжим здесь не рады, предупреждает Владимир, один из жителей Клёсова. Однако соглашается устроить экскурсию по окрестностям. Тем более, что в посёлке в тот день – тишина: порохоны односельчанина… Мужчину засыпало землёй прямо на месте нелегальной разработки. Подобный случай здесь не первый.

Владимир, житель посёлка Клёсов Ровенской области Украины: «Видишь, какие крутые машины? У депутатов таких машин нету…»

Янтарь, как лотерея: можно заработать, а можно прогореть. Новые дома за высокими заборами, объясняет Владимир, принадлежат «верхам» янтарной мафии. Они устанавливают свои порядки: общаются с перекупщиками и так называемой крышей бизнеса. Обычные старатели из картели много не заработают: весь янтарный улов они отдают «хозяину», за что получают суточные и обед. Но это лучше, чем вовсе сидеть без дела. О таких схемах осведомлены и украинские чиновники, и силовики, но, по словам местного жителя, они, как правило, сами «в деле».

Владимир, житель поселка Клёсов Ровенской области Украины: «Крышуют, снимают, а наши сидят наверху, им тоже доля капает».

Штраф за кустарную добычу янтаря – от 300 до 500 долларов. Но если повезёт с камнем, всё окупится. Это заставляет старателей вооружаться лопатами, самодельными мотопомпами и неделями пропадать в полесской глуши.

Для начала местные умельцы роют обычную яму, метра полтора глубиной. И если на дне находят камни, можно подключать мотопомпу. Через пожарный рукав под высоким давлением подают воду и весь янтарь оказывается на поверхности. Остаётся выловить его обычным рыболовным сачком. Этот, к примеру, старатели оставили на месте нелегальных разработок.

То, что копатели оставляют после своей деятельности, называют «каракумы». Экологи заявляют, что это зона экологического бедствия. По данным Государственного лесного агентства Украины, безвозвратно утеряны уже около 4 тысяч гектаров леса. Пастбища, водные угодья, грибы, ягоды, растительный и животный мир – теперь вместо этого лунные ландшафты.

Денис Вишневский, эколог: «Расплата будет – это обязательно. Лёгкие почвы, это приведёт к тому, что здесь в очень близкой перспективе начнутся пыльные бури. Это падение урожайности, респираторные заболевания и многое другое».

Уже вскоре, считают экологи, в регионе начнутся проблемы и с питьевой водой: просто пересохнут колодцы. Но местные жители об этом не задумываются. Мол, другого заработка на сегодняшний день у них нет.

Светлана, житель поселка Клёсов Ровенской области Украины: «С этого выживаем. Если не будут они что-то там добывать, на что нам жить? Заводы закрыты, денег нет, ну как мне жить?»

А вот эксперты считают, что пока в Украине будет выгодно попросту разворовывать государственные ресурсы, ничего не изменится. Правоохранительная система в стране коррумпирована, а ситуацию в целом регионе контролирует не власть, а криминальные авторитеты.

Сергей Шабовта, руководитель Всеукраинской ассоциации операторов рынка безопасности: «Сегодня людей в этих регионах консолидирует не любовь к родине, не желание что-то сделать, их консолидируют преступные действия. И это страшно, это впитывается в маленьких детей. Условно говоря маленькие дети, которые сегодня подносят патроны своим отцам, это будущие преступники. Завтра эта страна рискует оказаться неуправляемой вообще».

Если в Ровенской области залежи янтаря велики, то в Житомирской при таких темпах нелегальной добычи запасы камня будут исчерпаны года через четыре. Желающих обогатиться становится всё больше. Нелегальные разработки уже смещаются в центральную часть Украины. К слову, учёные говорят, что янтарные месторождения есть и в соседней Беларуси, на юге страны. Но у нас отличаются условия залегания ископаемых.

Виктор Мацуй, старший научный сотрудник Института геологических наук Украины: «В Беларуси тоже есть янтарь. Тоже должны быть несметные его богатства. Но он находится на значительных глубинах: от 40 до 100 с лишним метров».

А потому кустарным способом добывать его невозможно. В древности «солнечному камню» приписывали магические свойства. Причём и сегодня утверждают, что дым от янтаря может вызывать галлюцинации и помутнение рассудка.

То, что сейчас происходит в украинском полесье, иначе, чем «янтарным проклятием», и не назовёшь. Правда, когда дурман развеется, может быть уже слишком поздно. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Галина Радевич
География:
Украина