Встретимся в Лавре

Съёмочная группа телеканала ОНТ смогла побывать на ночном богослужении в одном из самых старых и самых закрытых монастырей Беларуси – Свято-Елисеевском Лавришевском.

Главной темой уходящей недели было Рождество. Съёмочная группа телеканала ОНТ смогла побывать на ночном богослужении в одном из самых старых и самых закрытых монастырей Беларуси – Свято-Елисеевском Лавришевском.

Он является местом обитания и молитвы монашествующей братии и одним из духовных центров Гродненской области. А настоятель обители иеромонах Евсевий в этом году стал одним из соискателей премии за Духовное возрождение.

Это место спрятано от людских глаз – кажется, «как и положено» монастырю. Но в Беларуси таких уединённых и старинных мест не просто считанные «единицы». Оно просто одно. Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь стоит здесь с XIII века, и даже когда за эти годы его несколько разрушали до основания – православный мир помнил о Лавре.

На часах – пять вечера, начинает первую рождественскую службу настоятель монастыря игумен Евсевий. 10 лет назад именно его желание вернуть сюда жизнь и молитву сегодня окупилось и большим приходом. Последнее восстановление начали в 2007-м. И почти сразу соседняя деревня Гнесичи увеличилась практически вдвое – в монастырь едут не только монахи, но и миряне – работать пекарями, плотниками, поварами. Штат храма – больше 70 человек, сегодня всех вместе их ждёт праздничный ужин. Многие перебрались целыми семьями.

Ближе к полуночи в монастырь начнут съезжаться гости не только из соседних Новогрудка и Кореличей, но и издалека – Украина, Россия. Паломников ждут в гостевом доме. Единственная часть монастыря, закрытая от мирских глаз, – кельи насельников. Того, кто несёт в монастыре послушание. Кто ищет здесь себя и Бога. Эти люди редко разговаривают с посторонними, только с благословения игумена. Павел в монастыре уже больше восьми лет, но одеяние послушника заслужил совсем недавно.

Сегодня насельников в монастыре – 30 человек. Кто-то из них вернётся в мир, кто-то даст обеты и станет монахом. Игумен объясняет, монастырь – это место, где можно обрести ориентиры. И продолжать жить за воротами – здесь не заинтересованы в том, чтобы оставались все. Только те, кто действительно выбрал путь священнослужителя.

Игумен Евсевий, наместник Свято-Елисеевского Лавришевского монастыря: «Я должен стать им как отец. Это задача. Выправить их судьбы и вернуть, мы, конечно, хотим расширяться, чтобы к нам могло прийти больше ищущих себя людей, это место, которое поможет больше, чем любые психологи, но этого надо хотеть».

Это другая сторона монастырской жизни: здесь стараются свои нужды обеспечивать самостоятельно, даже мыло сделано своими руками. Специалистов более чем достаточно. Многие переезжают сюда жить целыми семьями. И легко меняют большие города. Ирина – одна из тех, кого монастырь, она уверяет, позвал. Архитектор из Минска сначала чертила новые стены храма на бумаге, а потом легко переехала в маленькую деревню.

Ирина, архитектор монастыря: «В Елисаветинском была икона преподобного Елисея. И тоже, как люди говорят, пронзительно посмотрел, кто-то ожил в иконе – думаю, ну всё, преподобный Елисей – скоро я к тебе приеду».

Храм ещё достраивают, как и весь комплекс. Но сердце уже готово. И к полуночи, несмотря на жуткий мороз, здесь почти не остаётся места. Семьями, с маленькими детьми, тот, кто ищет исцеление тела и души в это Рождество, находит его под покровом святого Елисея Лавришевского с появлением первой Вифлеемской звезды.

Подписывайтесь на нас в Telegram