​От больших детей, которыми являются студенты, к самым маленьким. Тем более что многие малыши рождаются именно в студенческих семьях. Так вот, недавно в Беларуси принято постановление, разрешающее открытие мини-детских садиков в жилых многоквартирных домах.

От больших детей, которыми являются студенты, к самым маленьким. Тем более что многие малыши рождаются именно в студенческих семьях. Так вот, недавно в Беларуси принято постановление, разрешающее открытие мини-детских садиков в жилых многоквартирных домах.

Речь, правда, о группах кратковременного пребывания. Тем не менее, многие родители восприняли эту новость с большим воодушевлением. Ведь нехватка мест в государственных детских садиках так остра, что многие записываются в очередь ещё до рождения ребёнка. Что теперь изменится?

Этот детский центр в Каменной Горке – одном из самых больших микрорайонов Минска – виден издалека. Сюда приводят и совсем малышей – на занятия с мамами, и детей постарше – в кружки по интересам. Разница с обычным садиком лишь в том, что дети здесь могут находиться не более четырёх часов.

Чтобы сделать помещение товарищества собственников жилья, которое центр арендует, не только уютным, но и максимально удобным, пришлось потрудиться. Например, оборудовали детскую площадку, перенесли вход, создали специальный санузел для детей – разумеется, все переделки согласовали. И хотя почти три года назад это выглядело как личная прихоть создателей центра, сегодня предусмотрительность даёт шанс превратить это место в мини-детский сад, поскольку часть требований Минздрава здесь уже выполнена.

Алла Малахова, заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Министерства здравоохранения Беларуси: «И с учётом ещё дифференцирований и с учётом от двух до четырёх часов, то не нужно предусматривать, например, питание. А если с четырёх до семи – дети должны спать. Уже должна быть спальня, уже должно быть питание. Но я хочу сказать, что ошибочно существует, уже появилось мнение, что это можно размещать.. Э, так запросто можно размещать. Захотел детский садик – и открыл. У нас там, собственно, заложены все требования, которые обеспечивают состояние здоровья ребёнка. И собственно, требования к санитарно-эпидемическому режиму, к питанию, они такие же, как и в любом детском учреждении».

Екатерина Манько, директор детского досугового клуба: «Детских садиков здесь мало, но много многодетных семей – по три, четыре ребёнка. Если речь идёт о краткосрочных курсах, может, там дело и идёт о деньгах. Здесь же детей не так много, ну, не 400, например. Тут больше это для души».

Возможно, теперь самую большую комнату – где устраивают детские спектакли и музыкальные занятия – переоборудуют в спальню. Питание Екатерина рассчитывает привозить на заказ – для кухни место найти сложно. А уж с образовательным процессом в центре как раз проблем нет.

Если говорить о проблеме нехватки мест в детских садах формально – то её, как ни странно, не существует. Ни одного ребёнка в нашей стране после трёх лет дома по причине отсутствия мест не оставят. Другое дело, что предложенный садик может оказаться на другом конце города. И при отсутствии личного автомобиля это долгое путешествие в общественном транспорте. Иногда с несколькими пересадками. И чтобы быть на месте к 8.00, выехать придётся в 7.00, а встать ещё раньше. А вечером – долгая дорога домой. Потому-то родители и ставят детей на учёт сразу после рождения – вдруг повезёт и найдётся место рядом с домом.

В районах, где с садиками совсем туго, курсируют «Малышки». Так в народе прозвали специальные автобусы, которые подвозят детей и родителей к детским садам.

В деревнях многие дети в сад отправляются тоже только на автобусе. Но уже не потому, что садиков мало – мало малышей. Например, на весь Верхнедвинский район сейчас 20 дошкольных учреждений, а когда- то было в три раза больше. Но содержать старый садик для пары воспитанников нерационально. Удобнее открыть один современный и привозить в него детей со всей округи.

Малышам от двух до шести лет. Эта такая особенность сельских садов – дети ходят в одну группу. Да и та до 10 человек. В этот новый сад, кстати, вместе с детьми переехали на работу и воспитатель, и нянечка, да и саму группу здесь решили оставить в том же составе. Жители больших городов о подобном пока могут только мечтать.

Вариантов, куда определить ребёнка в большом городе, сейчас не так уж и мало. Выбор зависит от количества свободного времени родителей и толщины их кошелька.

Полноценных частных детских садов, где всё официально, в Беларуси немного. В Минске их всего 10. Некоторые из них выставляют родителям цену за посещение 1000 евро в месяц. За заботу, внимание, питание, обучение и индивидуальный подход. И всё же это не такая уж золотая жила, как может показаться на первый взгляд. Первая трудность – найти здание, соответствующее всем нормам. Аренда коммерческой недвижимости сделает цену для родителей просто заоблачной. А строить с нуля хоть и удобно – можно сразу заложить все нужные помещения, но дорого, да и окупится проект через много-много лет. Так что частники в такое строительство вкладываться не спешат. Оптимальный выход – аренда помещения государственного детского сада.

При аренде площадей существующего детского сада о многом не нужно беспокоиться. Например, где и как накормить детей, да и для игр места много.

Цена такого садика – примерно 7 миллионов в месяц. Основная статья расходов – зарплата сотрудников, ведь профессионалы обходятся недёшево. Сумма немаленькая, но учреждение загружено более чем на 80%, значит, спрос есть. И небедных родителей привлекает организация процесса. И уверенность в том, что оказанные услуги стоят таких денег.

И пусть в последнее время всё чаще говорят о том, что родители должны оплачивать полную стоимость пребывания ребёнка в детском саду, видимо, к 100% оплате психологически и материально готовы немногие. Даже если речь о полутора-двух миллионах за государственный садик. Но всё же официальные мини-детские сады с адекватной оплатой в многоэтажках смогли бы частично снять проблему.

Алла Малахова, заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Министерства здравоохранения Беларуси: «Вообще такие учреждения могут быть не только частными. Они могут быть и государственными. И очень хорошо, если, например, организовывать как филиал соседнего детского сада. Вот если сразу закладывать это, например, в проект, на две группы или на одну группу. В таких случаях можно использовать помещение существующего детского сада. Например, провести там занятия в том же музыкальном плане или даже пользоваться и заложить для них площадку на его территории. Вот это – оптимальный вариант».

Дом или квартира, разновозрастные группы до 8 человек, около 400 долларов за трёхлетнего ребенка в месяц. Это и есть так называемые домашние детские сады. Де-факто родители подписывают договор об оказании услуг няни, и де-юре таких садиков не существует. Сейчас же выйти из тени и зарегистрироваться как мини-сад для них вполне реально – ведь для отдельно стоящего коттеджа всё ещё проще. Помещения там обычно больше типовых квартир, да и выводить здание из жилфонда не нужно. Правда, если такие сады захотят работать в режиме полного дня, они вряд ли захотят делать это официально.

Алла Малахова, заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Министерства здравоохранения Беларуси: «Вот поэтому и этот кратковременный режим, что это нахождение не было в ущерб здоровью ребёнка. Только поэтому. Поскольку мы либерализируем по этим вопросам. Естественно, мы пишем, что должны быть место для переодевания, для приёма пищи, для соблюдения личной гигиены и так далее. Но в отличие от санитарных правил учреждения дошкольного образования мы не указываем ни оборудования, ни площади помещений. И поэтому мы ограничиваем режим пребывания».

Но что происходит за закрытыми стенами нелегального детского сада, не знает никто. В Беларуси пока не было громких скандалов с такими подпольными заведениями. А вот в России, где тоже не хватает мест в больших городах, за подпольные детские садики всерьёз взялись после вопиющего случая в Иркутске в сентябре этого года. После ужина в подпольном детском саду в многоэтажке скончалась девочка. Её смерть пытались объяснить несчастным случаем – мол, у ребёнка внезапно началась сильная рвота. Когда пришли результаты экспертизы, были шокированы даже следователи: обнаружены барбитураты, метадон, цизертин. Позже наркотики, сильные психотропные вещества и успокоительное обнаружили в крови 6 из 10 воспитанников этого детского сада.

Всем этим букетом детей опаивала воспитательница-хозяйка – чтобы не баловались и тихо себя вели. Дальнейшие проверки выявили, что случаи отравления детей в подпольных детских садах не единичны. Димедрол по время завтрака и восьмичасовой сон вплоть до прихода родителей был входу у многих горе-воспитателей. Теперь в Иркутске, Сургуте, Ханты-Мансийске родители наконец-то стали требовать документы о регистрации садика не только в налоговой, но и в системе образования и здравоохранения.

Но вёрнемся в Беларусь. В будущем альтернативу обычным детским садам могут составить и так называемые семейные. Создать нормативную базу для их открытия по принципу приёмных семей предложила рабочая группа по анализу системы образования. Главное – прописать правила так, чтобы за безопасность своих детей родители могли не опасаться.

Между прочим, понятие «детский сад» придумал в середине XIX века немецкий педагог Фридрих Фрёбель. Такое название для первого в мире «учреждения для игр и занятий детей младшего возраста» Фрёбель выбрал, потому что, как и многие, считал детей цветами жизни. А значит, выращивать их должны профессиональные «садовники». И очевидно, что от качества «сада» во многом и будет зависеть, насколько комфортно и правильно эти «цветы» войдут во взрослую жизнь.

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram