Включить зажигание

На встрече с европейцами, а затем и на большом совещании по машиностроению, Президент признал, что как часть экономики белорусская промышленность переживает не лучшие времена. Но это ли не повод к действию? Известно же: чем активнее человек, тем больше возможностей кризис перед ним открывает. О человеческом факторе – репортаж Анатолия Занковича.

Товарооборот между Беларусью и Евросоюзом – сейчас порядка 8,5 миллиардов долларов в год. Однако торговый и технологический потенциал наших экономик гораздо больше. И для его реализации нужно лишь проявить политическую волю и найти точки взаимодействия. На встрече с европейцами, а затем и на большом совещании по машиностроению, Президент признал, что как часть экономики белорусская промышленность переживает не лучшие времена. Но это ли не повод к действию? Известно же: чем активнее человек, тем больше возможностей кризис перед ним открывает. О человеческом факторе – репортаж Анатолия Занковича.

– Кто для вас важнее: робот или человек?

– Конечно, человек!

Позже рабочие завода «Салео», а директор Григорий Иваньков как раз из таких (30 лет назад начинал обычным токарем), буквально на пальцах пояснят: техника в руках дурака – просто груда металлолома. Станков здесь – на сотню миллионов долларов. Но главное – всё равно человек. Разумный. А машина?

Заводу в Дзержинске, который выпускает гидравлические узлы для машиностроительной отрасли, от кризиса последних двух лет досталось меньше, нежели остальным. Но, как здесь говорят, тряхнуло всё равно основательно. Ладно, переживём. Задел кризис. Но оказалось, что главное не в том, как и по кому ударило. Нужно искать выход, и дверь откроют тому, кто в неё постучит.

Григорий Иваньков, генеральный директор предприятия «Салео» (г. Дзержинск): «Деньги сейчас есть у всех, их нужно взять. В первую очередь нужно найти идею, что нужно делать».

Завод «Салео» – идеальный образец производства. Здесь всё: деньги, технологии, персонал. Но вот среднестатистическое «лицо» всего белорусского машиностроения, оно другое. И сейчас ему ох как нужна та самая идея! Идея по выходу из глубокого пике. Ведь за последние два года белорусские заводы стали выпускать в два раза меньше машин. За этим последовало безденежье и сокращение персонала.

Меры для подъёма отрасли Министерство промышленности сформировало в объёмном документе под названием «Стратегия развития». Её наполняли мнениями маркетинговых служб каждого предприятия, оценками учёных и расчётами экономистов. Если вкратце: производители должны продавать машины везде, где это возможно, а не только в России. Качество техники должно стать приоритетом. А рассрочки для покупателей – нормой при продаже. Всё учтено. Только вот оборотных средств не хватает. И здесь заводы рассчитывают на государство.

Одно рабочее место в машиностроении даёт ещё семь в смежных отраслях. И это ответ для тех, кто считает, что государство оставит машиностроителей в одиночку разбираться со своими проблемами. Не оставит и не бросит. Но за все годы и объёмы господдержки спросит строго. И разбрасываться деньгами не будет. Иначе – парадокс: тот, кто должен приносить и наполнять бюджет, из него же и забирает. Иногда без возврата.

Спустя два дня после совещания мы встречаемся с министром промышленности, чтобы уточнить некоторые пункты той самой Стратегии развития. Она рассчитана до 2030 года. На что сегодня делать ставку, чтобы не промахнуться? (См. видео – прим.ред.).

Автономный трактор, который сам пашет-сеет-убирает, представила американская компания. Подобные концепты есть в Китае и России. И ведь было уже в истории такое. Шестьдесят лет назад научная фантастика из чёрно-белого советского фильма обернулась правдой (см. видео – прим.ред.).

Кто-то скажет: нам бы со своими обычными тракторами разобраться, а тут – беспилотник. Но министр промышленности смотрит ролик на YouTube не для забавы, а для того, чтобы понять – так за чем же будущее? Как сегодня нужно строить стратегию, чтобы продавать завтра? И что готовят конкуренты? Хотя где они, эти конкуренты?

Виталий Вовк, министр промышленности Беларуси: «Главный конкурент – это мы сами. Это наше желание и вера. Если мы не верим…».

Виталий Вовк в машиностроение верит. Но лишь в комплексное. Когда не только деньги решают, а ещё и технологии, и трудовая дисциплина, и сервис. Заводы производят, чиновники договариваются, депутаты принимают нужные законы, банки финансируют.

Виталий Вовк, министр промышленности Беларуси: «Iveco производит грузовик. Как у него выстроены процессы? Почему у него получается выработка на одного работающего 150 тысяч долларов, а у нас нет? Вроде всё одинаково: тот же автомобиль, те же колёса, те же процессы. Значит, организация плохая. Значит, где-то есть другие источники затрат, которые нужно ликвидировать… Начинать нужно всем и практически одновременно, но действия должны быть согласованы. Да, это сложно, непросто, но надо стараться так делать».

Министр убеждён: промышленники в одиночку отрасль не вытянут. Будущее ещё и за инновациями, которых в белорусской продукции пока только 1%, а через 15 лет по расчётам должно быть не менее 30%. И здесь ответа ждут от науки.

На беспилотный БелАЗ учёные Объединённого института машиностроения пока не замахиваются, но сделать мощный электромобиль-самосвал пробуют. Просят пару лет, чтобы всё рассчитать и испытать. И всё получится, если… решить проблемы самих учёных. Ведь сегодня резко сократилось количество патентов – оказывается, за регистрацию изобретений на благо страны учёному нужно платить из своего кармана. Причём дважды. Сначала – за белорусскую регистрацию, потом – за евразийскую.

Владимир Альгин, заместитель генерального директора Объединённого института машиностроения Национальной академии наук Беларуси: «Если за рубежом учёного тащат и говорят: ты давай скорее нам – мы внедрим и сделаем. У нас такого нет».

И возникает ещё одна проблема – кадровая. От учёных требуют давать результат быстро, но не хватает ни квалифицированных специалистов, ни времени, чтобы их подготовить. И ещё: изобретать свой велосипед следует далеко не всегда.

«Главное правило: если какой-то продукт нельзя сделать лучше, чем он есть, его нужно просто покупать». Впрочем, тренд будущего белорусские машиностроители уловили верно. В гонке победит не тот, кто придумает и произведёт машину. Весь мир считает эффективность не по стоимости продукта, а по стоимости владения. То есть сам продукт, гарантия на него, сервис и утилизация. Говоря проще: проехать больше за меньшие деньги.

Война в экономике, революция в промышленности. И это не громкие слова. Такова реальность. Если белорусский локомотив не перевести на принципиально новые технологические рельсы, то состав заедет в тупик… Евросоюз. Там намерены к 2030 году перевести промышленные стандарты на киберфизические технологии. Это когда производитель следит за деталью не только при её создании, но и когда она уже работает у покупателя.

На проверенном фундаменте отечественного машиностроения можно и нужно возвести принципиально новое производство. Это вложения, но вложения окупаемые. Холдинг «Салео» – пример такой стратегии. На базе трёх старых убыточных заводов (в Дзержинске, Кобрине и Гомеле) построены предприятия совсем другого уровня. А через месяц в том же Дзержинске запустят ещё одно новое производство – завод откроют ещё до Нового года.

Подписывайтесь на нас в Telegram