24 ноября Париж на фоне усиленных мер безопасности принимал гостей международной выставки современного искусства. Свои работы в знаменитый «Гран-Пале» привезли художники и скульпторы из 40 стран. Причём у белорусов впервые отдельный, национальный павильон.

Во вторник, 24 ноября, Париж на фоне усиленных мер безопасности принимал гостей международной выставки современного искусства. Свои работы в знаменитый «Гран-Пале» привезли художники и скульпторы из 40 стран. Причём у белорусов впервые отдельный, национальный павильон.

Сама выставка проходит вот уже более 60 лет под патронатом президента Франции. А сам павильон в стиле боз-ар был построен для всемирной выставки 1900 года. В общем – сплошная история, но каждый год – на современный лад.

Если Эйфелеву башню перенести с левого берега Сены на правый, выйдет купол «Гран-Пале». Их вес одинаков – 7300 тонн. Большой дворец – ровесник знаменитой парижанки. Уж 115 лет этот зал в стиле боз-ар (буквально «изящные искусства») – самый светлый в «Art Capital» («столице искусства»).

Катрин Гайярд-Перес, куратор салона рисунка и живописи на воде: «Венецианская биеннале? Ничуть не мешает. Это и рядом, и далеко. Специфика у наших выставок разная. Правда, признаюсь, после недавних терактов, нелегко с публикой. Но мы не теряем надежду».

Накануне салона его покровитель – президент Франсуа Олланд – продлил режим чрезвычайного положения во Франции ещё на три месяца. Сегодня на входе в «Гран-Пале» шутят: мол, ранее так охраняли лишь «Мону Лизу». Однако парижане пока явно не отошли от шока. Очередей за зрелищами, как год назад, тут не было.

Павел Латушко, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси во Франции: «У Парыжы ёсць два самых прэстыжных месцы, дзе выстаўляюцца мастакі і скульптары: гэта выстава ў “Гран-Пале” і восеньскі cалон. Я спадзяюся, што мы будзем пашыраць нашы магчымасці. Гэта вельмі важна, калі мы кажам пра развіццё адносін не толькі ў культуры, а таксама ў эканамічнай сферы».

Кто-то сказал: «Культура – это лучший дипломат». Сегодня нелишне вспомнить и пословицу: «Когда говорят музы, пушки молчат». Под нефом «Гран-Пале» – более двух тысяч авторов, а также 9 национальных павильонов. Но если шведы на салоне с первого – 1949 года, то белорусы – новички.

Шарль Наполеон Бонапарт: «Очень рад, что белорусские художники впервые представлены на салоне. Надеюсь, вы сможете поразить сердца всех французов. Да, конечно, я знаю Шагала. Он великий мастер, рождённый в Витебске. Я хотел бы узнать у вас: а здесь есть те, кто также начинал в этом городе?»

Зрителям ответим чуть позже. А пока позвольте представить: Ваше Императорское Величество… Нет! «Зовите меня просто – гражданин Наполеон», – ставит точки над долгим латинским «і» прямой потомок Бонапарта. Он, кстати, бывал в Витебске. Откуда в «Гран-Пале» скульптор Александр Слепов.

Максим Петруль, скульптор: «Яйцо – это как начало. И разрезав это яйцо, я таким жестом ввёл новое измерение – четвёртое. В целом архитектура всего павильона, скажем так, фовистическая или постфовистическая. Очень яркие цвета».

Наших на Сене сейчас было 11. Для полноты палитры комиссар павильона художник Виктор Альшевский решил включить в экспозицию портрет в жанре ню кисти живущей во Франции экс-минчанки Елены Макаревич-Вентриллон. Впрочем, выражение «белорусы в Париже» старо, как небезызвестные на Елисейских Полях фамилии Ванькович, Сутин…

Студия под крышей в артистическом районе Монпарнас. Этаж четвёртый, а кажется восьмой. С террасы виден Пантеон. Над входом в усыпальницу Вольтера, Гюго, Кюри, надпись: «Великим людям – благодарная отчизна». Для белорусов таковым должен стать художник Осип Любич, участник с 1926 года едва ли не всех больших парижских салонов.

Дина Любич, дочь Осипа Любича: «Он из художников, которые попал в неизвестность. Было время, когда его оценили. Но это, вы знаете, вопрос о моде».

Любич прожил 94 года. Сегодня наследие мэтра L’Ecole de Paris (Парижской школы) – в руках дочери. Это сотни акварелей, гуашей, в общем «живописи на воде». Мечта Дины, которая и сама увлекается коллажем, – музей либо арт-центр отца. Вроде того, что у Шагала дома. Витебский заглядывал в мастерскую уроженца Гродно.

Дина Любич, дочь Осипа Любича: «Свои дни он сидел перед холстом. Это была его жизнь. Он всегда чувствовал себя универсальным художником. Он принадлежал миру искусства. Критики считают его часто постимпрессионистом».

«Le massager» (посланец) – это скульптура нашего земляка Осипа Цадкина. В начале XX века он увидел и покорил Париж. Сейчас памятник за оградой, идёт реставрация набережной. А для посланников уже независимой Беларуси преград в столице Франции нет.

Заметим, в «Гран-Пале» отечественные мастера были совсем не «тише воды». Уже после вернисажа новость: скульптор из Гомеля Сергей Портенков и живописец Валентина Шоба из Гродно первыми среди белорусов удостоены премии барона Тейлора. Это одна из высших наград салона.

Валентина Шоба, художник, лауреат премии Тейлора: «То, что нам дали такую возможность здесь выставляться, – это, наверное, тоже о многом говорит. Потому что нужно было пройти всё-таки довольно серьёзную селекцию».

Участие в арт-проекте – пример партнёрства государства и бизнеса. Вклад в культуру (говорят, около пяти тысяч евро) сделал один из белорусских банков. Сам салон, кстати, с коммерческой основой. Только здесь, наоборот, предложение рождает спрос. По итогу ту же акварель Зураба Церетели в «Гран-Пале» можно купить.

Наталья Селицкая, заместитель генерального директора Национального художественного музея Беларуси: «Да, белорусское искусство конкурентоспособно при общей какой-то школе на постсоветском пространстве, наши художники отличаются своими национальными особенностями».

У суеверных французов есть традиция: нанять специального человека, который станет 14-м гостем. Даже после «кровавой пятницы» 13 ноября Париж не готов уступить ни Лондону, ни Нью-Йорку статус мировой столицы искусства.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
География:
Франция