Показательно, что на инаугурацию Дональд Трамп пригласил не раскрученную мегазвезду, каких в Америке предостаточно, а юную Джеки Иванко, победительницу шоу «Америка ищет таланты». Подходящее название для курса нового президента, не правда ли?
Журналисты отметили ещё созвучность фамилии Иванко и имени дочери президента Иванки Трамп, а также украинские корни исполнительницы. Впрочем, Америка – страна эмигрантов. Там этому большого значения не придают, в отличие от наблюдателей извне.
Говорят, что с особым трепетом за церемонией инаугурации следили в Новогрудке. Это Гродненская область нашей страны. Уже ни для кого не секрет, что зять и кандидат на должность старшего советника Дональда Трампа Джаред Кушнер – потомок эмигрантов из Беларуси.
Накануне эти кадры облетели весь мир: дети Дональда Трампа за спиной уже 45-го президента США. И если вокруг самого политика атмосфера скандала – нормальная часть имиджа, то старшую дочь Иванку Трамп с мужем Джаредом Кушнером в Америке многие любят, считая образцом поведения для молодёжи. Как, в общем, и сам папа.
За время избирательной кампании эта пара по популярности перешла в разряд звёзд класса «А». Трое детей, оба успешны в бизнесе: Иванка работает в гостиничной империи Трампа, создала свой бренд одежды. Джаред – известный девелопер, состояние в 20 миллионов заработал ещё в студенчестве. 12 лет назад, когда ему было всего 25, он купил за 10 миллионов долларов еженедельную газету New York Observer. Именно в это время Джаред познакомился с Иванкой на деловой встрече. Вскоре семьи миллиардеров Трампов и Кушнеров в шутку назвали их союз самой удачной сделкой. Разумеется, о будущем президентстве Трампа тогда ещё никто не помышлял. Иванка приняла иудаизм. Свадьба была религиозной. Джаред — старший ребёнок в семье. У него ещё есть две сестры и брат Джошуа, сейчас его считают самым завидным холостяком Нью-Йорка. Политическую карьеру прочат и Джареду – могущественный тесть обещал ему важный пост старшего советника. О белорусских корнях в истории Кушнеров стало широко известно после интервью зятя Трампа во время избирательной кампании, когда кандидата в президенты США обвинили в антисемитизме. Со страниц New York Observer Джаред рассказал: «Я внук людей, выживших в Холокосте. В 1943 году в ночь перед еврейским новым годом 250 человек, что остались из 20-тысячного еврейского населения Новогрудка, задумали бежать через вырытый ими подземный тоннель, уходящий за ограду. Они вывели из строя прожекторы и вынули гвозди из кровельного железа, чтобы оно гремело на ветру и заглушало звуки побега».
Прадед Джареда Кушнера был известным в Новогрудке меховщиком, шил шапки. Это умение, в том числе, помогало ему выжить в гетто, куда в начале войны он попал вместе с братом Хаимом и дочерями Леей и Раей. Вот она – бабушка Джареда. В Новогрудском музее узников гетто бережно хранят воспоминания о тех, кто погиб в зверских расправах: за четыре года немцы расстреляли 11 тысяч человек. И вот он – тоннель, через который удалось бежать Кушнерам и ещё 250 приговорённым к смерти только за факт своей национальности.
Борис Герстен, председатель объединения еврейских общин Беларуси: «Более сотни из них погибли уже на воле, когда пытались добраться до партизанских отрядов. Потому что были облавы, немцы стали искать. Больше 100 человек попали в отряд братьев Бельских. В том числе Зейдел Кушнер».
История в Америке известная. Восемь лет назад фильм «Вызов» о жизни в отряде братьев Бельских сняли в Голливуде. Со знаменитым Бондом – Дэниэлом Крэйгом. Это документальное отражение событий, правда, о человеческом страхе, желании выжить и справедливой мести. Отряд под Новогрудком был единственным пристанищем для бежавших евреев. Он стал фактически семейным поселением с боевой группой из 150 человек, руководили которыми три брата, после расстрела своей семьи бросившие вызов нацистам.
Авторы фильма максимально старались сохранить атмосферу, так что Дэниэл Крейг в роли Тувьи Бельского заговорил на русском. И вот теперь военную драму о событиях в Беларуси в Америке связали с семьёй новоизбранного президента Соединённых Штатов. К слову, Тувье Бельскому уже в почтенном возрасте стоя аплодировали на свадьбе Лори Хейстен – родной тёти Джареда Кушнера. В Новогрудок она приезжала в конце прошлого лета. Привозила дочь показать места, где чудом выжила её бабушка. 62-летний Чарльз Кушнер – отец Джареда – приезжает сюда каждый год. Встречается с представителями еврейской диаспоры, привозит внуков, чтобы показать места, где их предки – Рая Кушнер из Новогрудка и уроженец Кореличей Йозеф Беркович, взявший после свадьбы фамилию жены, в невероятных условиях положили начало одной их самых влиятельных династий США. А впервые Чарльза привезла сюда его мать.
Борис Герстен, председатель объединения еврейских общин Беларуси: «Хочет с местными властями сделать стену памяти, куда внесут все фамилии тех, кто был и бежал из Новогрудского гетто. Американцы тщательно изучают свои семьи. И, правда, много же людей из Беларуси. Дэвид Сарнов, основатель американского телевидения – из Беларуси, Скарлетт Йоханссон – бабушка и дедушка из Минска. Это не значит, что Трамп сразу к нам прилетит, но мелочей в политике не бывает».
Тем более что приглашение уже отправлено. С поздравлениями Дональду Трампу – из Новогрудского музея. Улыбаются: готовы принять и его самого, и всю его семью. Иванка и Джерад собирались здесь побывать, а Чарльз Кушнер обещал передать приглашение президенту США лично.
Тамара Вершицкая, создатель Музея еврейского сопротивления в г. Новогрудок: «Это же не первая наша переписка с Чарльзом, и ответ я получила буквально за считанные секунды. Ответ был – да, я передам всем членам нашей семьи. У Чарльза очень тёплое отношение к Новогрудку. Потому что это очень типично для евреев – именно так относиться к истории своей семьи, к своим корням».
И эти нити прошлого наверняка помогают больше ценить настоящее. Имена семьи Кушнер, братьев Бельских, ещё 100 выживших в Новогрудском гетто и 11 тысяч погибших в нём же – как напоминание о том, что вне зависимости от географии или положения все мы связаны историей, которую не перепишешь, и надеждой на лучшее.
Подписывайтесь на нас в Telegram