02
декабря 2013
Общество
14:45
Сувениры к Чемпионату мира по хоккею: от Br3 тысяч за ручку до Br684350 – за халат (ФОТОРЕПОРТАЖ)

До Чемпионата мира по хоккею осталось меньше шести месяцев. На «Чижовка-Арене» вовсю кипят строительные работы, милиционеры, кондукторы, работники торговли и таксисты штудируют английский, на улицах города освоился зубр Волат – символ Чемпионата, а на прилавках магазинов уже можно найти более 200 наименований сувениров с логотипом «ЧМ».

Каталог продукции с символикой «ЧМ» разработало Министерство торговли. На 10 октября в него была включена продукция около 100 предприятий, которые заключили договоры на производство товаров с логотипом «ЧМ-2014». Это магниты, сумки, часы, флажки, бокалы, кружки, салатницы, фляжки, коврики для мыши, клюшки, банные халаты, продукты питания и многое другое.

ONT.BY решил выяснить, легко ли в минских магазинах отыскать всё вышеперечисленное и во сколько в денежном эквиваленте обойдётся память о главном спортивном событии в истории суверенной Беларуси. Наши корреспонденты посетили железнодорожный вокзал, ТЦ «Столица» и ТД «На Немиге».

Отправная точка – железнодорожный вокзал, откуда большинство гостей Минска начинают знакомство со столицей. На входе нас встречает символ Чемпионата – зубр Волат. Заходим внутрь. Подходим к киоску с беляшами, сладостями и напитками. Продавец, увидев камеру, начинает смущаться. На вопрос, есть ли что-нибудь в продаже с логотипом «ЧМ», уныло кивает головой влево на витрину. За витриной – стандартный сувенирный набор: значки, магниты, вымпелы, шоколадки. Ожидали большего. Но расстроил даже не ассортимент. Чтобы заметить витрину, нужно быть либо двух метров ростом, либо иметь привычку постоянно запрокидывать голову вверх. Предполагаем, что прибыль от продажи сувениров как минимум удвоилась бы, если бы витрина находилась на уровне глаз. 

Подходим к киоску «Белсоюзпечать». Здесь стандартный сувенирный набор разбавляет набор полотенец для кухни (Br57 тысяч за 3 штуки), рюкзак (Br156250), керамическая шайба (Br79800), декоративная пластика «Хоккей» (около Br100 тысяч). Самыми популярными у покупателей предсказуемо оказываются магниты и значки. Но это пока... «Наши люди ещё приглядываются, прицениваются, но интерес есть. Буквально вчера продала и шайбу, и полотенца», – рассказывает продавец. А вот к расположению витрины снова есть вопросы: на этот раз не приходится закидывать голову вверх – чтобы рассмотреть ассортимент, садимся на корточки.

Поднимаемся наверх. Магазин сувениров на территории реконструированного зала ожидания пока что не работает (расставляют товар), направляемся в магазин «Падарункi» «Дорорс». Сувениры с логотипом предстоящего Чемпионата мира занимают целую витрину. Наиболее интересные экземпляры – глицериновое мыло (за 80 грамм Br61200), пивной керамический бокал (Br133900), фляга (Br156750). Просим показать флягу поближе, продавец тянется в карман за ключом от витрины. «Неужели самые интересные сувениры в продаже лишь в одном экземпляре?» Продавец молчит. Рассматриваем флягу. Благодарим и отправляемся в ТЦ «Столица».

На входе в торговый центр встречаем охранника. Говорим, что туристы, приехали из России и хотели бы купить что-нибудь на память с символикой предстоящего ЧМ по хоккею. Страж порядка понимающе кивает и провожает нас до магазина, торгующего… спиртными напитками. Придерживаемся «туристической» легенды и в магазине. Продавец не без гордости за отечественную промышленность демонстрирует «изделие двухсекционное в подарочной упаковке». Если просто – бальзам и водку в подарочной упаковке с керамической статуэткой голкипера в центре. Выглядит как минимум интересно. Стоимость такого подарка около Br400 тысяч. В качестве бонуса продавец предлагает увезти в Белокаменную плитку шоколада «Золотая пятёрка» (Br8950 рублей). Интересно, что в фирменном магазине одной из ведущих кондитерских компаний шоколада с логотипом Чемпионата найти не удалось. Его раскупили.

В частных магазинах всё оказалось не так радужно. В основном ассортимент сувениров ограничивается магнитами, брелоками и подвесками для мобильного телефона. На общем фоне выделяется разве что магазин, оказывающий услуги полиграфии. Готовую кружку с логотипом Чемпионата мира здесь можно купить за Br165000 (кружка на заказ с индивидуальным дизайном обойдётся в Br203600), подушка стоит Br259000 (с текстом на заказ – на Br9900 дороже), кепка – Br149000 (с индивидуальным заказом – Br179000), сумка – Br259000, за настенные часы придётся выложить Br314000.

Всего мы обошли более 30 магазинов и нашли сувениры на любой вкус и кошелёк: брелоки, тетради, рубашки, галстуки, сумки, полотенца, календари, салатницы, шкатулки, рюмки, деревянные шайбы… Купили несколько сувениров и отправились в ТД «На Немиге».

В ТД «На Немиге» мы не стали притворяться туристами и честно признались, что журналисты. Продавцы быстро потеряли к нам интерес как к потенциальным покупателям, но поговорить всё-таки согласились. «В основном берут кружки, магниты, блокноты и ручки. Покупают и наши люди, и иностранцы. Последние любят что-то более интересное, например, хрустальные шайбы, деревянные тарелки, – объясняет продавец. – Вы поймите, что многие люди пока не знают, что после 8 февраля большая часть товаров с логотипом Чемпионата исчезнет из продажи. Поэтому не спешат. Думаю, в ближайшее время поток покупателей увеличится как минимум вдвое».

Самый дорогой сувенир с логотипом «ЧМ», который нам удалось найти в ТД «На Немиге», – мужской халат за Br684350. Интересуемся у продавца, неужели разбирают и их? «Конечно, берут. А чему вы удивляетесь? Это элитный товар. Для тех, кто понимает». У манекена с халатом замечаем покупателя. Опережая наш вопрос, женщина на вид лет 50 сама начинает разговор: «Вы не присматривайтесь, а берите. Я вот в прошлом месяце взяла набор для бани, очень приятный к телу материал и качество на 5-ку. С пенсии приду и за халатом, хочу сделать подарок мужу на Новый год. Он у меня хоккейный фанат. Тем более что в газете вчера написали, что с середины февраля какая-то заморская фирма будет продавать всё это». «Халатик сможете купить в январе ещё и себе. Они останутся в продаже», – успокаивает покупательницу продавец.

В соответствии с утверждённым Регламентом Чемпионата мира, продажа большинства сувенирной продукции к Чемпионату мира хозяевами соревнований должна прекратиться за три месяца, то есть 8 февраля. С 9 февраля эксклюзивным производителем всей сувенирной продукции во время Чемпионата мира будет шведская фирма NEH.

В «запретном» списке содержатся 26 видов продукции, в том числе блокноты, магниты, кружки, майки, сумки, флажки. Альтернативы им с 9 февраля не будет вплоть до начала мая, пока шведы не поставят свои товары в магазины, фан-зоны и в ларьки спортивных арен.

К счастью, не все белорусские сувениры сдадут позиции. После переговоров с коммерческим партнёром на некоторые товары «добро» всё-таки было получено. В разрешённом списке – марки, фликеры, салатницы, мыло, продовольственные товары. Всего 12 групп. Правда, и эта сувенирная продукция окажется на «скамейке запасных». В фан-зонах, которые будут расположены непосредственно около ледовых арен, найти белорусские сувениры болельщикам не удастся. Прикупить товары под знаком «BY» можно будет в магазинах и сувенирных лавках. Основной же перечень товаров, который снимут с продажи с 9 февраля, можно будет приобрести после окончания хоккейных баталий ещё в течение 1,5 месяцев – до 1 июля.

Пётр Рябухин, менеджер по продвижению Чемпионата мира-2014: «Шведская фирма NEH, которая получила эксклюзивное право на производство продукции с символикой, будет продавать свои товары на аренах, в фан-зонах, возможно, в некоторых магазинах. Но такой широкой представленности в точках торговли, как у наших предприятий, у неё точно не будет. Тем более что цены, которые установит шведская фирма, окажутся заметно более высокими, чем на аналогичные товары нашего производства. Например, кружка с логотипом «ЧМ» на «Чижовка-Арене» есть в продаже за Br10 тысяч, а, допустим, во время турнира в Швеции и Финляндии я видел, по сути, такую же кружку за 10 евро. Есть разница, правда!?»

Алексей ТИХОНОВ



Тема: ФоторепортажиЧемпионат мира по хоккею-2014Эксклюзив ONT.BY