Снести нельзя: в Гродненской области решают, что делать с пустующими и ветхими домами

​В Гродненской области решают, как быть с ветхим жильём. В регионе почти треть сельских домов не заселена. Они просто медленно разрушаются и зарастают бурьяном. Причём у большинства хозяева есть, но они не спешат приводить своё имущество в порядок. А снести без спроса власти не имеют права.

В Гродненской области решают, как быть с ветхим жильём. В регионе почти треть сельских домов не заселена. Они просто медленно разрушаются и зарастают бурьяном. Причём у большинства хозяева есть, но они не спешат приводить своё имущество в порядок. А снести без спроса власти не имеют права.

«Вымерла деревня Шуляки, раньше здесь было 200 домов, а сейчас всё пусто стало, одна я здесь осталась только».

Ещё 20 лет назад в деревне Шуляки кипела жизнь, теперь же единственной её жительнице Ираиде Дмитриевне и поговорить не с кем. Большую часть улицы уже снесли, а территорию засеяли. Готово местное хозяйство забрать под пашню и остальное, но закон не позволяет. У заброшенных домов есть наследники, а значит, территория неприкосновенна, хоть они здесь не появляются годами.

Сергей Духтик, председатель Сынковичского сельского исполнительного комитета: «Мы не можем привлечь их к административной ответственности за ненадлежащее содержание дома, потому что они не собственники. И в то же время дом не относится к категории пустующих, потому что есть уведомление о намерении его использовать, и признать его бесхозным мы не можем».

Сельсоветы в таких дворах сами косят траву, ремонтируют заборы. Как выстроить отношения с наследниками, не знают: те не отказываются от имущества, но и оформлять в собственность не спешат, ведь её надо привести в порядок, иначе штраф до 600 рублей. В соседнем Голыновском сельсовете приняли меры: засевают землю вокруг покосившихся избушек. И люди стали быстрее соглашаться на снос.

Руслан Архипчик, председатель Голынковского сельского исполнительного комитета: «В 2015 году установили рекорд по сносу ветхого непригодного пустующего жилья – 33 дома. В прошлом году 16 домов снесли. Ходим по домам, расспрашиваем людей, составляем списки. Непригодное жильё передаём в райисполком, а райисполком уже дальше в суд».

За последние 5 лет только в одном сельсовете в сельхозоборот ввели 14 гектаров земли. А на окраине агрогородка Голынка вместо старых домов вырос новый коттеджный посёлок. С имуществом юридических лиц дело обстоит проще – собственник есть всегда. Аварийное состояние здания – главный аргумент для сноса. Желудокскому агрокомплексу досталось в наследство три гектара заброшенной транспортной базы. Территория вид имела неприглядный, да и на развалинах часто играли дети.

Станислав Гузень, директор филиала «Желудокский агрокомплекс» предприятия «Агрокомбинат "Скидельский"»: «Впоследствии здесь будет сделана рекультивация, значит, перепахано, посеяно многолетними травами, и отданы эти площади для того, чтобы местное население посёлка Дуброво смогло выпасать свой скот».

Выгода двойная, ведь на переработку пойдёт и строительный мусор. Современная дробильная машина измельчает старый кирпич на ремонт дорог. Машина сортирует и металл – из него сделают турники для спортплощадки. Механизм даёт вторую жизнь, казалось бы, отжившим вещам.

Казимир Ашкиневич, оператор дробильно-сортировочной установки: «В час дробильная установка может переработать 250-300 тонн. За день мы можем убрать полностью здание».

Частные дома разбирают на топливо, каменные сараи оставляют под склады. Несмотря на все усилия, количество ветхих домов в области только растёт. В регионе сегодня официально не заселены 47 тысяч – это почти треть жилья на селе. 7 тысяч (в основном в отдалённых и приграничных районах) официально признали пустующими. По указу Главы государства №100. Но как признаются специалисты, документ нуждается в серьёзной доработке.

Игорь Жук, председатель Гродненского областного Совета депутатов: «Мы вносили такие предложения, которые бы создали чёткий алгоритм работы с пустующим и ветхим жильём, что позволяло бы нам быстро принимать адекватные меры. Это и работа с наследниками, это и принятие мер на местном уровне для полной реализации этого указа».

Специалисты уверены: новому документу – быть. Это вопрос времени. И в нём обязательно учтут все нюансы. А пока местные власти ещё раз напоминают хозяевам: пока не поздно – думайте сами... иметь или не иметь домик в деревне.

Подписывайтесь на нас в Telegram