Заместитель премьер-министра Владимир Семашко ответил на вопросы парламентариев

Обычно невозмутимый Владимир Семашко сегодня, кажется, в хорошем расположении духа. Сферы, которые он курирует в правительстве – промышленность и энергетика – всегда на слуху и новостные поводы далеко не всегда приятные.

Обычно невозмутимый Владимир Семашко сегодня, кажется, в хорошем расположении духа. Сферы, которые он курирует в правительстве – промышленность и энергетика – всегда на слуху и новостные поводы далеко не всегда приятные. 

Но этот доклад вице-премьер начинает на высокой ноте. Год называет ни много ни мало переломным. За 11 месяцев промышленность приросла на шесть процентов, подтверждая звание локомотива всей экономики.

В той же России рост промышленности – чуть больше полутора процентов, в Украине его нет вовсе. Это не злорадство, скорее, игра на контрасте. К слову, 60 процентов промышленной продукции Беларуси уходит на экспорт. Но, пожалуй, самый больной вопрос отрасли – стоимость энергоносителей. Нефтегазовые переговоры с Россией шли без малого полтора года. По нефти всё понятно. 24 миллиона тонн ежегодных поставок полностью загрузят белорусские НПЗ, – уверяет Владимир Семашко и добавляет, что эта договорённость не расслабила предприятия. «Нафтан» и Мозырский нефтеперерабатывающий завод модернизируют, чтобы в 2019 те увеличили глубину переработки нефти до 90 процентов с выходом светлых продуктов не ниже 70. Для тех, кто не в теме, вице-премьер тут же поясняет.

Уже в кулуарах Владимир Семашко скажет, что налоговый манёвр рано или поздно закончится, и тогда придётся покупать нефть по мировым ценам. К тому времени НПЗ будут модернизированы, если же и их рентабельность упадёт, катастрофы не случится. Там же, в кулуарах Дома правительства, журналисты выясняют, а что же с предложением Москвы перенаправить транзит белорусских нефтепродуктов в российские порты? Беларусь может пойти на это, но не в ущерб себе.

В следующем году речь может идти о миллионе тонн, экспортированном через порты России. С нефтью разобрались. Что с газом? По этому вопросу, скорее, снята острая боль. Цены до 2020 года известны. Стороны договорились о плавном спуске со 145 долларов за кубометр до 127. Но незакрытым остаётся механизм формирования цены до 2025, когда должен быть создан единый рынок нефти и газа. Оттого переговоры успешны наполовину. Конечно, тут под каким углом смотреть: стакан наполовину пуст или наполовину полон? Но позиция Беларуси однозначна: цена на белорусской стороне границы должна быть такой же, как в Смоленской или Псковской областях.

К слову, сейчас 95 процентов энергии вырабатывается из газа. Частично отвязаться от импорта энергоносителей поможет ввод белорусской АЭС. Буквально накануне вице-премьер инспектировал ход строительства.

Какие гарантии государство может предложить работникам обанкротившихся предприятий? Вице-премьер отвечает, что решение назрело. Не пропадёт ли белорусская техника с украинского рынка после принятия закона в духе лозунга «купи украинское, плати украинцам»? Предприятия пока не жаловались. Что будет с экологично-экономичным электротранспортом? Сейчас на двух минских маршрутах 20 электробусов. В следующем году, уверяет Семашко, добавится ещё 60. Правительство парламентарии не отпускают долго. Чего стоит одно только выяснение судьбы белорусского автопрома. Мол, цена столь ожидаемого Geely Atlas от 17 до 25 тысяч долларов, а не дороговато ли?

Замминистра промышленности уверяет, что поручение Президента вот-вот будет выполнено. Запуская завод «БелДжи», Александр Лукашенко обещал заинтересовать белорусов покупать свой автомобиль. С открытия прошёл буквально месяц и поручение Главы государства положили на бумагу. Лизинг, субсидирование – механизмы разработаны, но подробности пока не раскрывают. Говорят, документ ляжет на стол Президента в ближайшие дни. Но даже такую, начальную цену Атласа считают конкурентной.

Журналисты интересуются, а будет ли по-настоящему народный автомобиль тысяч эдак до десяти долларов? Семашко улыбается: «Будет, но не паркетник». Бюджетная модель сойдёт с конвейера ориентировочно в феврале. Пока журналисты жадно выясняли все нюансы, в Овальном зале уже шло последнее заседание этой сессии. За осень в депутатский портфель положили более 60 законопроектов. Главный, о бюджете будущего года, рассмотрели накануне. Так что повестка дня быстро исчерпала себя.

А тем временем бюджет перекочевал в Совет Республики. Верхняя палата парламента проект документа поддержала. И в ближайшее время его должен подписать Президент. На этом парламентский год можно будет считать официально завершённым.

Подписывайтесь на нас в Telegram