Настоящим марафоном на выносливость стала операция поднятия из болота советского бомбардировщика, сбитого в годы Великой Отечественной.
Поисковики обнаружили легендарный самолёт в Ивацевичском районе, на глубине он пролежал 77 лет. Узнать примерную дату и место крушения удалось благодаря местным жителям.
Вокруг – непроходимые топи, высокая трава и густой лес. Здесь почти не ступала нога человека. Это территория Выгонощанкского заказника. Чтобы добраться до предполагаемого места крушения, поисковики самостоятельно расчищали себе дорогу и сооружали плотины. Всё делали сами, тяжёлой технике сюда не подойти.
Самолёт поднимали по частям, где-то лебёдками, а иногда – погружаясь в топкое болото с головой. На глубине ещё «отзываются» фрагменты сбитого самолёта, но уже известно – это ДБ-3Ф.
Дальний бомбардировщик – самый массовый самолёт авиации (после модификации назывался ИЛ-4). Однако в начале войны его использовали не по прямому назначению: без прикрытия истребителей, отправляли штурмовать вражеские колонны, идущие от Бреста на Москву. Из-за этого потери были колоссальные.
Владимир Бухта, руководитель отряда «Авиапоиск-Брест»: «В этом самолёте было только три лётчика, хотя должен был быть четвёртый человек – стрелок-радист (нижний люковый) на то время. Четвёртого человека не было, они были уязвимы снизу, немцы заходили снизу и расстреливали эти самолёты. Так оно и произошло. Люди говорят, что в течение 15 минут здесь было сбито три самолёта».
Ещё живы очевидцы, которые помнят, как в июне 1941 года в небе над Выгонощами разразился бой. Утверждают, это были первые дни войны. Благодаря жителям удалось установить и примерное место крушения.
Правда, о судьбе экипажа мало известно, но зацепки есть: со дна болота подняли двигатель, на нём видны чёткие цифры серийного номера.
Руслан Книга, научный сотрудник Национального парка «Беловежская пуща»: «По серийному номеру, отображённому на двигателе двухмоторного самолёта ИЛ-4, можно сказать, кто был в составе экипажа, мы теперь знаем, что два доблестных лётчика спаслись, а один погиб. Мы можем знать, кто был в составе экипажа и восстановить имя погибшего».
В радиусе 20 километров – непроходимые топи, до населённого пункта далеко, именно это и усложнило поиски. Чтобы достать самолёт из болота, понадобилось три года.
На счету «Авиапоиска» (это отряд энтузиастов) – 25 самолётов. Однако эта операция, как признаются поисковики, была самой трудной. Теперь их задача отыскать и родственников. Уже отправили запрос в архивы, чтобы останки перезахоронить со всеми почестями.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram