«Русскую живопись XIX-XX веков» из частного собрания покажут в Национальном художественном музее

Столица готовится к открытию «Русской живописи». Во всех смыслах. На это намекает уже афиша выставки, которую закрепили на парадном фасаде Национального художественного. Под малоизвестные работы Шишкина, Репина, Левитана и других классиков XIX-XX веков отдан весь первый этаж музея. Включая арт-кафе.

Столица готовится к открытию «Русской живописи». Во всех смыслах. На это намекает уже афиша выставки, которую закрепили на парадном фасаде Национального художественного. Под малоизвестные работы Шишкина, Репина, Левитана и других классиков XIX-XX веков отдан весь первый этаж музея. Включая арт-кафе.

Уроженцу Беларуси Аполлинарию Горавскому позировал сам царь Александр II и… неизвестная, в 1862-м. Её портрет был приобретён под этот вернисаж, как говорится «с рук». Обычно господа собиратели не любят суеты вокруг «себя» и «своего». Он – из тех коллекционеров, кто не скрывает сегодня более ста картин, гравюр, скульптур.

Александр Володчинский, коллекционер (Россия): «Когда ты вспоминаешь ушедших родителей, свою юность, детство, молодость, которая прошла здесь, в Минске, на Юбилейной площади: деревянные старые хибарки... И меня вернул к этому жанр русского искусства XIX века, второй половины особенно».

Реакция первого гостя хозяина «личной Третьяковки» (такая репутация у Володчинского в Москве). Пока актёр Коневский собирал кинозалы по всему Союзу, бизнесмен на досуге искал не тиражные полотна витебского реалиста Пэна, передвижника Неврева (кстати, застрелился от отчаяния в своём имении Лысковщина под Могилёвом). Свыше 50 холстов не вошли в итоговую экспозицию, будут скрыты «от глаз».

Владимир Петров, искусствовед (Россия): «Очень много вещей всплыло тех, которые ушли на Запад когда-то, ещё до Революции. Они были приобретены не в России. Во всяком случае, за то, что здесь находится, я, как специалист по Айвазовскому тоже, ручаюсь головой. Фальшивок нет!».

20 лет Петров, по сути, куратор частной коллекции. Эксперт установил на стадии продажи, что это – не Брюллов. Это – забытый «Зарок не пить» классного художника Акима Корнеева. Сфера интересов искусствоведа также Иван Похитонов – мастер, переехавший в начале XX века из Парижа под Минск, в имение Жабовщина, где написал лучшие пейзажи.

Архип Куинджи «Берёзовая роща» 1901 года есть в нашем музее. Сейчас в запасниках. А это – опять же «Берёзовая…» (см.видео – прим.ред.). Только 1879. Мы видели её недавно на выставке из Третьяковки. И здесь снова «Берёзовая…», авторский эскиз-вариант. Впрочем, многие художники повторялись.

Так, у Виктора Васнецова – дубль хрестоматийного «Витязя на распутье». А «Плачь Ярославны» Василия Перова до сих пор будоражит общественность. Мол, не типично для русского живописца. Впрочем, понятие «русский» на выставке в Беларуси весьма условно. Например, есть картина француза Камиля Коро. Этот шедевр владелец не дал даже на выставку в московском Пушкинском музее. Сама легендарная Антонова просила.

Алексей Хоряк, куратор выставки «Русская живопись XIX-XX веков»: «Именно в начале XX века русское искусство стало известно всему миру, благодаря тем же “мирискусстникам”, ряду других художников, искавших и открывших нечто новое».

Экспрессия минчанина Сутина, гродненский импрессионизм Жуковского, эскизы рождённого над Неманом Бакста... Коллекционер называет «настоящим открытием» отдельный зал братьев Маковских – в Минске до февраля.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
Операторы:
Алексей Шаплов
География:
Новости Минска