Россельхознадзор запретил поставки продукции с трёх молочных предприятий Беларуси. Бюрократизм или реальные претензии?

Главная претензия Россельхознадзора – несоответствие белорусских бумаг стандартам. Почему раньше вопросов не было, а сейчас они появились – в ведомстве не поясняют.

Россельхознадзор предъявил претензии к трём белорусским предприятиям – все крупные производители и брендом своим дорожат. Суть вопроса не очень-то ясна. 

Три машины сухого молока «Беллакт» отправил в Россию на прошлой неделе. Две фуры благополучно доехали до заказчиков, а третью в Смоленской области задержали контролёры. Мол, документы не в порядке.

Александр Яроцкий, генеральный директор предприятия «Беллакт»: «По этой декларации, по этим документам мы целый месяц возили продукцию. Вопросов не было. Почему они сейчас возникли? Может быть, человеческий фактор. Может, тогда чего-то не заметили. Хотим выяснить, понять».

Когда в последний раз у российских контролёров были вопросы к молочной продукции из Волковыска, на «Беллакте» сразу и не вспомнили. Настолько давно это было – с «молочного» конфликта в 2009 году. Запрет тогда продержался 11 дней, и продукцию «Беллакта» амнистировали первой. Семь лет предприятие спокойно отгружало продукцию на восток, с каждым годом подтверждая высокое качество.

Илья Корогода, начальник отдела внешнеэкономической деятельности предприятия «Беллакт»: «У нас действует стандарт, по которому мы можем проконтролировать сырьё. От того, как корова была подоена, где она жила, как её лечили. И потом – абсолютно все этапы, вплоть до пастеризации и выхода конечного продукта. У нас прописана такая позиция, как биотерроризм. Мы следим, чтобы сюда не пронесли малейшие микробы».

Главная претензия Россельхознадзора – несоответствие белорусских бумаг стандартам. Почему раньше вопросов не было, а сейчас они появились – в ведомстве не поясняют. В сообщении запрет вообще трактуется абсурдно: «…в связи с нарушениями требований Евразийского экономического союза». Но белорусские заводы уже давно соблюдают правила и стандарты ЕАЭС. Они едины для производителей всех пяти стран – Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России.

Письмо о выявленных несоответствиях Россельхознадзор направил белорусскому Департаменту ветеринарного и продовольственного надзора. В ведомстве обсуждали «бумажные» претензии из Москвы. Соглашаться ли с ними? Однозначный ответ готовы дать только после собственного расследования. Ведь, встречаясь с российскими коллегами как минимум раз в две недели, все вопросы стараются снимать ещё на стадии зарождения. Но какой бы совершенной не была система, человеческий фактор не исключают.

Александр Субботин, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия, директор Департамента ветеринарного и продовольственного надзора: «Мы получили претензии от российской стороны касаемо качества оформления декларации соответствия. Оно ни в коей мере не касается безопасности продукции. Просто как – правильно/неправильно/не в том порядке оформлены декларации. Ветеринарные сертификаты, декларации соответствия – это документы высшего уровня, и там оценивается даже различие чернил, которыми строчки написаны, чтобы избежать фальсификации. И мы это поддерживаем. Всё зависит теперь от нас – как быстро и разворотливо мы отреагируем, как быстро соберём материал. Я думаю, будем пробовать уже на следующей неделе выходить с каким-то предложениями Россельхознадзору».

Российская доля в экспортных поставках «Беллакта» составляет 91%. Этот запрет может существенно повлиять на продажи. Впрочем, на предприятии надеются, что недоразумение – а именно так здесь называют эту ситуацию – скоро разрешится.

Из всего объёма экспорта, который идёт на Россию, скоропортящаяся продукция занимает всего 10% – молоко, творог, молоко. Они пойдут на внутренний рынок. Всё остальное может храниться. Поэтому линии не останавливаются. Предприятие работает в обычном режиме.

Подписывайтесь на нас в Telegram

География:
Россия