Республиканский педагогический совет: итоги первого дня

​В преддверии начала учебного года образование становится главной темой и в семьях, и на государственном уровне. Сегодня в Минск съехались учителя, директора школ и гимназий, ректоры вузов, руководители местных отделов образования – на Республиканский педагогический совет.

В преддверии начала учебного года образование становится главной темой и в семьях, и на государственном уровне. Сегодня в Минск съехались учителя, директора школ и гимназий, ректоры вузов, руководители местных отделов образования – на Республиканский педагогический совет. 

Завтра к диалогу присоединится Президент. Но на пленарное заседание делегаты придут уже со сложившимися предложениями. Глобально предстоит решить – каким быть белорусскому образованию. От технических моментов, к примеру, во сколько начинать уроки, до творческих – это новые учебники, программы, а также аспекты воспитательной работы и подготовки педагогических кадров.

Справочники по химии, учебники по биологии, тетради с конспектами – в одной сумке. Вещи – в другой. Обязательно теплая одежда, домой Виталий приедет теперь только на Новый год. Он – без пяти минут студент Белорусского государственного медуниверситета. Через полтора часа у него автобус в Минск.

Парень из самой настоящей полесской глубинки, который окончил самую обычную сельскую школу. Этим летом, он, как сказали бы его сверстники, «порвал золотую молодёжь», набрав 395 баллов. Это второй результат в вузе. Значит, можно? Без денег и репетиторов?

Виталий Клевец, житель д.Синицкое поле (Лельчицкий район): «Я сам себе поставил такую цель, что сам добьюсь успеха, без помощи кого-либо, сам готовился, на самоподготовку уделял около шести часов в день, это много, но мечта требует жертв».

Когда объявили результаты, то я долго не мог поверить, что мечту можно исполнить самому. Обычная семья: мама – учитель, папа – водитель. Но родители говорят: в сына верили всегда.

Надежда Клевец, мама: «Я только наталкивала его на что-то, а он дальше всё сам развивал. Радует то, что сын будет учиться на бюджете, потому что платно – это очень дорого».

Столица каждый день всё больше наполняется студентами. Но сегодня в Минске – учительский день. Республиканский педсовет рассчитан на два дня. Педагоги со всей страны приехали обсудить, как сделать образование лучше. Сначала будет работа по секциям, всего их девять. Тематика охватывает все сферы: от дошкольного воспитания и аспирантуры до внедрения новых цифровых технологий. Сегодня Министерство образования объявило, что уже в этом году его образовательные интернет-порталы будут «парить в облаках».

Доступность образования – главный принцип государства. Об этом неоднократно напоминал и Александр Лукашенко. В этом году учебному процессу уделялось повышенное внимание. О том, что его надо корректировать, Президент подчеркнул ещё весной, во время послания белорусскому народу и парламенту. У Министерства образования было время подготовиться к учебному году и привнести идеи. Детально новшества обсудят завтра, а сегодня подводили итоги вступительной кампании в вузы. Тройка самых популярных специальностей этого года выглядит так: 11,5 человек претендовали на одно «актёрское» место в Академии искусств. 12,5 человек грезили изучением дизайна в БГУ. А лидером стал столичный педуниверситет со специальностью «Спортивно-туристская деятельность» – 15 человек на место. В вузе объяснили, что растёт туристическая привлекательность страны: пятидневный безвизовый въезд для иностранцев, агроэкотуризм и спортивные события мирового уровня, которые принимает Беларусь.

Александр Касперович, декан факультета Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка: «Современная молодёжь, которая определяется с выбором профессии, чётко отслеживает всё, что происходит. Надо отдать должное, современные молодые люди очень чётко ориентируются в тенденциях современного мира, современные люди хотят быть успешными».

Помочь ребёнку точно определиться с профессией – уже полдела, считают преподаватели. Остальное – за самим студентом и школьником. Усидчивость, терпение, желание и немного удачи, возможно, даже магии.

То ли школа волшебников «Хогвартс» из Гарри Поттера, то ли Могилёвский областной лицей №1. Здание атмосферное – из 19 века, перепутать легко. Лицеисты здесь хоть и с чувством юмора (не волшебники, только учатся), но аттестаты на зависть каждому. Практически 100% поступление в вузы, победы на международных олимпиадах. Через неделю учёба и их ждут новые учебники.

Первый и пока единственный в стране с почётный званием «Народный учитель»Валерий Барашков даже лирикам способен привить интерес к физике. За 40 лет воспитал целую плеяду победителей олимпиад. Своих учеников настраивает: интересуйтесь белыми пятнами – учебник не может всего «разжевать».

Валерий Барашков, учитель Могилёвского государственного областного лицея №1: «Одна из проблем, которая была озвучена в прошлом году Президентом, например, физика. Я считаю правильно сказано, что очень сложное изложение материала. Для профильного обучения, возможно, нормально, но не для базового. За два часа в неделю надо пройти такой объём, который мы раньше проходили за четыре».

Теперь параграфы содержат ссылки на интересные статьи в Интернете. И учебник уже не кажется этаким скучным собранием формул. Народный учитель не первый год входит в главный педсовет страны и, конечно, изложит на республиканском форуме своё видение, как преподавать. И как делать учебники, чтобы их хотелось читать и вникать во все тонкости.

Вообще, к процессу создания удобных и информативных учебников подключилась вся страна. Здесь, всего на 15 квадратных метрах, группа энтузиастов создаёт свой, народный учебник по физике для того же седьмого класса.

Это должно быть, прежде всего, интересно детям, – говорит авторский коллектив. Идея нашла поддержку: свои наработки прислали 48 учителей со всей страны, стартап собрал полторы тысячи рублей пожертвований. В итоге получился не только учебник, а ещё и мобильный кейс. Но эта, народная версия, вовсе не подменяет официальную.

Авторская группа в Минске (где самому младшему разработчику всего-то десять лет) занимается контентом на бумаге, а в Гомеле коллеги снимают видеоуроки, где доступно объясняют такие сложные законы физики. На очереди – создание мобильного приложения и версии на английском языке. Чтобы физику (а в перспективе и математику, и астрономию, и языки) изучать было занимательно.

Толковый учебник, внимательный и чуткий преподаватель – главные слагаемые получения знаний. Это неоднократно подчеркивал и Президент: детям должно быть интересно изучать предмет. И ребёнок должен смотреть на учителя или в книгу, а не в окно. За грамотные изменения в учебном процессе выступают и репетиторы. Вот уж где парадокс: казалось бы, они, наоборот, должны потирать руки от того, что к ним стоит очередь, но… нет.

Сегодня в стране чуть более трёх тысяч школ и гимназий. Первого сентября появятся ещё две абсолютно новых – в Минске и Кричеве. Они обеспечат полноценное базовое образование, от первого до 11 классов. К учебному процессу подключаются и частная инициатива. Накануне, в Минском районе молодая семья открыла начальную школу. Два класса, занятия будут начинать в 8:30, обещают всесторонне развивать детей, но по лекалам Министерства образования.

Да, учиться здесь недёшево. Да, позволит частную школу своему ребёнку сможет не каждый родитель. Но главное, а это знания, вполне реально получить сегодня практически в любой школе стране. Было бы желание ребёнка и помощь взрослых. Доступность и равные условия – ещё один государственный принцип.

Сельская школа в 15 километрах от Орши только на первый взгляд самая обычная. В народе её давно называют «учёной». В числе знаменитых выпускников сплошь доценты и профессора. Первого сентября здесь ждут полтысячи детей (из семи деревень). Задача учителя – вовремя разглядеть талант. Помогут новые мультимедийные комплексы.

Валентина Купава, учитель Бабиничской средней школы (Оршанский район): «Для учителя это удобнее, потому что не надо подходить к каждому ученику и объяснять, что означает каждая кнопка, каждый значок. Для ученика тем, что не любой учащийся может запомнить информацию на слух. А удобнее, конечно, когда вся информация или большая часть видна на экране».

За последние пять лет здесь оснастили новыми комплексами уже 15 кабинетов. И приставка «сельская школа», оказывается, уже ничего не значит. Всё равно, откуда ты, важно другое – как ты учишься и какие условия созданы. Здесь инновации в преподавании учебных предметов внедряют одними из первых.

На новые предложения из столицы здесь реагируют чутко и даже опережают время. Например, ещё 20 лет назад перешли на начало занятий в девять утра – новация прижилась. А вот возвращение к пятибалльной оценке знаний – это отклика не нашло ни у родителей, ни у детей. Теперь ждут учебники и пособий. К сентябрю Министерство образования подготовило 39 новых. Кроме того, обновило все учебные программы во всех классам по всем предметам. И ещё одно новое предложение: внедрить независимую аттестацию выпускников базовой школы.

Образование и медицина – основы социального государства. Поэтому и деньги на них жалеть государство не будет. Кстати, сфера образование – это 5% ВВП и отрасль объединяет 2,5 миллиона тех, кто учится и ещё полмиллиона тех, кто учит. Поэтому на Республиканском педсовете ещё детально проанализируют и три стратегии развития: на ближайший год, до 2020 и до 2030.

Сложные вопросы, простые ответы, критические замечания и конструктивные предложения – всё это будет звучать завтра под сводами выставочного комплекса на проспекте Победителей. В первую очередь, здесь ждут советов – совет-то педагогический. На форуме выбран открытый формат общения – в зале установлены шесть микрофонов и любой из делегатов сможет задать свой вопрос. А зрители нашего телеканала первыми смогут узнать новости отсюда. 

Подписывайтесь на нас в Telegram