Скоро откроется прямой авиарейс Минск-Мурманск:

Путь из Минска на Кольский полуостров, к воротам Арктики скоро станет намного короче. В регионе прошло голосование за новый маршрут для местных авиаперевозчиков.

Путь из Минска на Кольский полуостров, к воротам Арктики скоро станет намного короче. В регионе прошло голосование за новый маршрут для местных авиаперевозчиков. Жители захотели, чтобы самолёты летали из Мурманска именно в столицу Беларуси. Ведь у нас тесные экономические связи. Здесь работают БелАЗы, горное оборудование, технологии. Теперь здесь ждут и белорусских туристов. А лететь в Заполярье действительно стоит, убедилась наш корреспондент Светлана Карульская. Хотя бы ради того, чтобы увидеть настоящих северных оленей.

Чужие здесь не ходят. В глухих лесах на Кольском полуострове, где живёт древний коренной народ саами, «добро» на вход дают только Духи. Или железные монетки. На исполнение желаний и на хлеб главным обитателям здешних мест – северным оленям.

Сколько оленей, да и другой живности в деревне, никто не скажет. Повод сглазить и привадить медведя. Сколько точно и самих саамов уже не подсчитать – ассимилировались. Но говорят, что по всему миру – не более полутора тысяч. Самая известная – Рене Зельвегер. Если бы Бриджит Джонс писала свой дневник в этих местах, то он был бы не о мужчинах, а точно – про оленей.

Сами северяне говорят, что олени – самые самостоятельные животные. От человека им нужно только безопасность и соль. В обмен на эти нехитрые требования, они дают нам еду, лекарства, жилище и возможность передвигаться в непроходимых местах. Если бы Санта-Клаус существовал, он бы гордился оленями.

Наш Дед Мороз, который, конечно, существует – живёт же в Беловежской пуще и больше симпатизирует лошадям. Но здесь им не выжить: зимние морозы за минус шестьдесят и долгие полярные ночи. Ещё и человек, развивая промышленность, постоянно сокращает для животных возможность находить достаточно еды. Когда популяция северных оленей стала стремительно сокращаться, в российском Заполярье, да и в соседних Финляндии и Норвегии, спохватились. Сейчас для разведения оленьих стад даже разработана международная программа.

В саамских деревнях тоже присоединились к сохранению теперь уже редкого вида. Здесь больше не едят мясо своих животных. Все олени и даже кролики доживают до старости, как члены семьи. У каждого есть имя.

На Кольском полуострове сохраняют и саму профессию оленевода. Мужчин в регионе остаётся всё меньше, как и у других северных народов, у саамов нет фермента, расщепляющего алкоголь. И пить им нельзя. Продолжительность жизни не очень большая. Вот и занимают себя работой: здесь человек помогает животным, животные – человеку.

Сейчас в саамской деревне принимают до ста туристов в день. Надеются, что скоро сюда поедут и белорусы. Тем более, что путь станет легче и короче. Скоро должен открыться прямой авиарейс Минск-Мурманск. Именно это направление жители Кольского полуострова на голосовании, предложенном властями региона, выбрали, как приоритетное. Северяне очень плотно работают с нами на экономическом трэке, а теперь хотят показать и свои красоты. В том числе и какой он – северный олень. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Светлана Карульская
География:
Россия