Прошу к «Столу»!

​На 57-й Венецианской биеннале современного искусства Беларусь представит «Стол».

На 57-й Венецианской биеннале современного искусства Беларусь представит «Стол». В четверг принята окончательная концепция оформления национального павильона. Он разместиться в самом центре «города на воде».

Ранее жюри утвердило куратора проекта. Им стал художник Роман Заслонов, который ещё в 90-х не только увидел, но и покорил Париж. Сейчас внук легендарного «Дяди Кости» – партизана Константина Заслонова – постоянно проживает в одном из элитных пригородов французской столицы.

Проект «Стол» видели пока лишь единицы, зато говорят о нём много и по-разному.

40 раз в национальном эпосе «Новая зямля» упоминается этот предмет, а также тысячелетние традиции белорусов вокруг него. Здесь, как по Коласу: «за стол садзяцца ўсё ў парадку». Во главе – часть жюри конкурса (до сего «закрытая» группа), а с краю – уже тот, кто по итогу их открытого голосования, скажет в мае в Венеции «прашу да нашага «Стала».

Роман Заслонов, художник, куратор павильона Беларуси на Венецианской биеннале: «Мы ведём зрителя таким образом, что он должен сесть за реальный стол. Зрители, которым не будет хватать места, будут стоять, и ждать. Это тоже символично».

Эскизы победителя ранее видели лишь допущенные к «Столу» эксперты. А потому некоторые комментарии арт-сообщества в социальных сетях, напоминают классическое «не читал, но осуждаю». Да, действительно, репутация Заслонова, как художника «коммерческого», «буржуазного». Он, также, обладатель Первой премии знаменитого Осеннего салона в Париже.

Наталья Шарангович, директор Национального центра современных искусств: «У нашым мастацкім асяродку далёка не ўсе бывалі не абавязкова ў Венецыі. Ёсць вялікія формы іншага маштабу: Маскоўская біенале, Стамбульская біенале, тая ж Documenta, якая адкрываецца ў гэтым годзе. 18 удзельнікаў, безумоўна, прадстаўлялі канцэпцыі. Яны вельмі і вельмі не роўныя».

Окончательный выбор делали из пяти заявок, призналась коммисар (уже в третий раз) павильона Беларуси на самой ожидаемой выставке планеты. Она проходит с 1895-го, по нечётным годам. Тема 57-й биеннале – «Viva arte viva» («Да здравствует живое искусство!»).

Сергей Талыбов, режиссёр, участник проекта «Стол»: «Это элемент вуайеризма. То есть мы подглядываем за людьми, что они могут делать за этим столом. Видео цветное, но сделано в эстетике чёрно-белого».

32 минуты одним планом, заняты 36 актёров. «Кто-нибудь видел этот фильм?» Интригу авторы проекта решили сохранить до открытия форума. Сомневаетесь?.. Дед куратора, как-никак, легендарный партизан Константин Заслонов. У «Стола» есть и свой продюсер.

Виктор Лобкович, продюсер, участник проекта «Стол»: «Когда, знаете, Лувры отсмотрелись, Эрмитажи отсмотрелись, увидел, что существует другое искусство – видеоискусство. Билл Виола – один из самых моих любимых художников».

Кстати, Лобкович широко известен, скорее, как успешный бизнесмен. Тут же зашептались: мол, уж точно «Стол» будет финансово зачищён. Не забыли ещё, как из-за потери благотворителя проект «Архив свидетеля войны» на 56-й Биеннале показали, да не так, как задумали.

Ирина Дрига, первый заместитель министра культуры Беларуси: «Дзяржава не пакіне без сваёй увагі і без падтрымкі тыя выдаткі, якія звязаны з падрыхтоўкай удзелу нашай краіны ў Біенале. Але, зразумела, мы будзем прыцягваць, зацікаўліваць спонсараў».

В феврале вступил в силу Кодекс о культуре, где впервые де-юре оформлены понятия «спонсор» и «меценат». Зато по-прежнему не определён статус куратора на отечественном арт-рынке. На западе без него не обходится ни одна заметная выставка. Но может ли художник быть куратором?

В 48-м земляк Марк Шагал создал на биеннале «драматургию» своего пространства и получил приз. В 68-м нарисованный «Стол» там показал Михаил Савицкий, а в 2005-м состоялась первая выставка художников уже из независимой Беларуси.

Константин Селиханов, скульптор: «Обязательное участие в Венецианской биеннале, как показатель состоятельности государства, в котором культура является также фундаментальной частью».

Скульптор Селиханов оказался в конце прошлого десятилетия в «могучей кучке» – так говорят о художниках, которые инициировали дебют Беларуси (как страны) на главном форуме мирового искусства. В 2011-м были, в 13-м не поехали, в 15-м вернулись... И, кажется, теперь навсегда.

Леонид Хоботов, заместитель председателя Белорусского союза художников: «Думаю, что ближайшее время – четыре года – наше пожелание иметь действительно свой павильон осуществится. Почему? Потому что в этом есть необходимость».

Главное, что мы сможем определяться с проектом заранее. К примеру, Франция куратора своего павильона, а соответственно, автора концепции, назвала уже в ноябре 2015 года. Тогда как Беларусь лишь в феврале 2017-го узнала, где же наш «причал» в «городе на каналах» – выбирали из 20 помещений.

Наталья Шарангович, директор Национального центра современных искусств: «Хто прыязджае ў Венецыю, паглядзець на біенале, ён ідзе, безумоўна, у Арсенал і Сады Джардзіні, дзе асноўныя кропкі. У рэшце рэшт, мы вызначыліся на павільёне, які знаходзіцца на лініі руху, у самым цэнтры Венецыі».

Галерея Secco Marina Spase – два зала, которые займёт белорусский «Стол» до ноября, пока не завершится биеннале. К слову, соседка Украина заявила, что в этом году намерена сразиться за главную награду своеобразной арт-Олимпиады.

Роман Заслонов, художник, куратор павильона Беларуси на Венецианской биеннале: «Любой человек хочет «Золотого Льва», но это для меня не самое главное. Надеюсь, что реакция публики будет положительной».

По задумке куратора 57-й биеннале француженки Кристины Масель, каждую неделю в течении шести месяцев художники и зрители будут собираться вместе, чтобы пообедать и поговорить о творчестве за «открытым столом».

Кристин Масель, художественный директор 57-й Венецианской биеннале современного искусства: «В мире, полном конфликтов и потрясений, где гуманизм поставлен под угрозу, искусство – самая драгоценная часть человека».

Можно сказать, что в последнее время наша страна стала тем самым «столом переговоров» Европы: в столице Беларуси заседала Нормандская четвёрка, именно минские договорённости – надежда на урегулирование конфликта на Юго-Востоке Украины. Так что символично: «міласці просім да нашага «Стала» и в «безмятежной Венеции».

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
География:
Италия