С продовольствием в нашей стране проблем нет. Беларусь не просто обеспечивает свои потребности, но экспортирует треть того, что производит. Тем не менее руководство страны вместе с учёными и аграриями продолжает очень внимательно следить за развитием этой отрасли.

Указывай людям на земную несправедливость – и прослывёшь гуманистом. Так язвили критики в 2009 году, когда Боб Дилан передал весь свой гонорар за новый сборник в помощь голодающим. Действительно, проблема голода, несмотря на достаточное количество продуктов питания на планете, до сих пор не решена. По данным ФАО – Продовольственной и Сельскохозяйственной организации ООН, каждый седьмой человек в мире страдает от хронического недоедания.

Нам трудно это понять, поскольку с продовольствием в нашей стране проблем нет. Беларусь не просто обеспечивает свои потребности, но экспортирует треть того, что производит. Тем не менее руководство страны вместе с учёными и аграриями продолжает очень внимательно следить за развитием этой отрасли.

В среду, 12 октября, в преддверии Всемирного дня продовольствия в Минске открылся первый Всебелорусский форум по продовольственной безопасности. О том, что такое «продовольственная безопасность» и насколько сложен этот, на первый взгляд, простой термин, расскажет корреспондент Игорь Тур.

Химия, токсины, микробиология и радиация. Любое пищевое производство – это сотни лабораторных тестов до, во время и после. Оршанский мясокомбинат тем более: здесь элитное сырьё от избранных поставщиков становится основой детского питания.

Александр Шахназаров, главный ветеринарный врач Оршанского мясоконсервного комбината: «Только для нашего внутреннего исследования, пять проб с одной партии мяса от начала до выхода готовой продукции».

Сто тысяч консервов каждый день – это 8% рынка детского питания на постсоветском пространстве. Плюс мясо для всех возрастов. Требования к безопасности не меняются, а вот объёмы растут: за последние четыре месяца – вдвое. Большая часть – на внутренний рынок, что-то на экспорт, часть – на хранение. Именно безопасности ради.

Николай Шабуня, генеральный директор Оршанского мясоконсервного комбината: «Продовольственная безопасность населения – это качественный недорогой продукт на полках наших магазинов».

Продовольственная безопасность – цель номер один для аграриев Беларуси. Усложнялась экономика, накладывались санкции, дорожало сырьё, падал экспорт и менялись клиенты – все эти проблемы решались, но никогда не были во главе угла. Главной задачей всегда было одно – суметь накормить население своей страны своим продуктом.

Термин «продовольственная безопасность» появился в 1974 году, когда собственно пищевой безопасности не было в помине – мировые цены на зерно выросли за год в три раза. Именно тогда страны, которые поспешили отказаться от развития своего агросектора, признали ошибку: дешевле и надёжнее производить самим, а не покупать у соседа еду втридорога. Политики поняли, что хлеб важнее любого зрелища.

Как произвести больше мяса, молока и овощей: казалось бы, вопросы не для учёных. Но именно Академия наук – двигатель аграрного прогресса в Беларуси. На неделе лучшие умы собрались на Всебелорусский форум по продовольственной безопасности. Которая, кажется, давно уже достигнута. Но это та сфера, где совершенству нет предела.

Это привычные для Беларуси бункеры для хранения продуктов питания. Массовая заготовка, кстати, начнётся только в ноябре, но население овощи в РАЙПО уже сдаёт. Автоматика поддержит нужные температуру и влажность, а значит, сотни тонн, к примеру, картошки, легко перезимуют, чтобы весной строго по плану попасть на полки магазинов.

Виктор Грузд, заместитель председателя Березинского РАЙПО: «У нас есть розничная торговая сеть. Мы работаем строго под заявку. Если положено 150 тонн овощей с разбивкой конкретно по каким-то видам, значит, так оно и есть».

Здесь возникает простой, но очень важный момент: производитель готов достаточно вырастить, посредник – качественно сохранить, а магазины – грамотно продать. А вот хватит ли людей денег купить отечественный продукт?

В Беларуси часто говорят о продовольственной безопасности. Для абсолютного большинства людей это понятие означает наличие достаточного количества продуктов питания внутреннего производства из расчёта на одного жителя. Но на самом деле понятие «продовольственная безопасность» гораздо шире и включает в себя ещё два не менее важных аспекта: безопасность и экологичность продуктов питания и их доступность для населения. В этом случае речь идёт о цене.

По качеству белорусских продуктов во всём мире претензий нет (хотя ввиду последних тенденций с востока стоит добавить слово «обоснованных»). Вопросы есть по цене. С 2012 года британский журнал «Economist» публикует Индекс продовольственной безопасности стран мира, оценивая доступность продуктов питания по 28 показателям. Беларусь занимает 46-е место: казалось бы, впереди гиганта – России, но далеко от лидеров – США, Ирландии и Сингапура. Эксперты отмечают: Минску нужно работать как раз над финансовым аспектом.

Наталья Киреенко, и.о. заместителя директора Института системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси: «Да, мы согласны с тем, что у нас высокий уровень расходов на питание – 39%. Рост этот связан с 2011 годом, когда у нас произошла серьёзная девальвация. Учёные сейчас как раз занимаются вопросами снижения себестоимости продукции».

Итогом станет Доктрина продовольственной безопасности. Её примут взамен устаревшей Концепции, которая действует уже 12 лет. Помогают в разработке российские учёные: в Москве недавно приняли аналогичный документ, своеобразную методичку для аграриев, которая, по прогнозам, даст соседям ощутимый эффект.

Александр Петриков, директор Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова, академик Российской академии наук, профессор: «Россия обладает крупнейшим сельскохозяйственным потенциалом. У нас 9% всех сельскохозяйственных угодий мира, более половины мировых чернозёмов, и думаю, мы можем кормить не только себя, но и население других стран».

Детали белорусской доктрины пока не оглашают, но суть ясна: правительство работает над увеличением реальных доходов населения, а учёные и аграрии снижают себестоимость продуктов. Такое движение навстречу приведёт к уменьшению расходов кошелька на еду до 8-12% – это как раз показатели лидеров мирового рейтинга. Впрочем, наверняка будет в документе и ещё один важный момент.

Леонтий Клевец, исполнительный директор Витебской областной ассоциации фермеров: «Очень бы хотелось, чтобы государство обратило внимание на развитие крестьянско-фермерских хозяйств и оказывало помощь. И я уверен: если государственная помощь будет, то количество производимой сельскохозяйственной продукции увеличится в несколько раз».

В Витебской области уже каждая двадцатая картофелина выращена именно фермером – их в регионе почти 400. Владимир Василёнок, например, «кормит» шесть больниц и госпиталь Оршанского района.

Владимир Василёнок, фермер: «Картошка и капуста – это естественное питание каждого человека у нас, это предмет первой необходимости, это витамины».

Обобщив, можно сказать, что Доктрина включит в себя труд каждого: министр улучшает экономику, учёный выводит новый сорт, директор правильно планирует, агроном вовремя сеет, тракторист в срок убирает, фермер развивается, а потребитель заботится о своей продовольственной безопасности. То есть, ужиная, нужно вместе думать, что и сколько будет есть страна на завтрак.

Подписывайтесь на нас в Telegram