Проблемные вопросы

Нефтепереработка для Беларуси – одна из главных доходных статей бюджета. Пока белорусские трейдеры, то есть продавцы нефтепродуктов, свои обязательства перед зарубежными партнёрами исполняют.

Молоко, кстати, особенно белорусское, особенно в России многие экономисты уже давно называют белой нефтью. Неудивительно, ведь российский молочный импорт после введения продовольственного эмбарго сегодня уже на 97% состоит из белорусского молока. То есть по объёмам это примерно как для нас российская нефть.

Правда, для Беларуси любые колебания в нефтяных поставках более остро отражаются на экономике. Вот и сейчас в правительствах двух стран продолжаются переговоры по цене на газ, а из-за разных позиций на ценообразование оспаривается долг, который то ли есть, то ли нет. В общем, Москва пока исходит из того, что он есть, и восполняет его через снижение поставок нефти.

Нефтепереработка для Беларуси – одна из главных доходных статей бюджета. Пока белорусские трейдеры, то есть продавцы нефтепродуктов, свои обязательства перед зарубежными партнёрами исполняют.

Сергей Гриб, заместитель генерального директора Белорусской нефтяной компании: «С точки зрения возможного сокращения поставок нефти, конечно, нас это как основного продавца нефтепродуктов, естественно, беспокоит. Те долгосрочные контракты, которые заключили, мы планируем их исполнять. И не будет проблем с поставками по долгосрочным контрактам... Ситуация для наших европейских партнёров понятна. Мы как компания делаем всё, чтобы гарантировать те поставки и те контракты, которые мы заключили с нашими европейскими компаниями».

Вообще надо сказать, что и представители нефтяной отрасли, да и многие руководители сельхозпредприятий, крайне сдержаны в комментариях, а в большинстве своём вообще не хотят общаться с журналистами, намекая на то, что нам с ними, с российскими партнёрами, ещё работать, что ж мы будем жаловаться.

Оптимизма в этом вопросе на неделе всё же добавил премьер-министр Андрей Кобяков, который выразил уверенность, что как минимум нефтегазовый вопрос в ближайшем времени разрешится. Это заявление глава белорусского правительства сделал после совещания у Президента по итогам работы экономики с начала года и проекту бюджета на 2017 год.

Итак, что касается текущего положения дел. Итоги Президента не впечатляют, в намеченные параметры укладываются лишь цены – их рост был минимален, а в августе впервые за семь лет зафиксирована дефляция, то есть даже снижение цен товары и услуги. В остальном – валовом продукте, производительности труда, экспорте, инвестициях – результат ниже прогнозов.

Что касается бюджета на год следующий, во-первых, он хоть и формируется в условиях, которые в правительстве называют стрессовыми, как и ранее, останется социально-ориентированным (вырастут расходы на медицину и образование); во-вторых, он будет свёрстан с профицитом в 1,5 миллиарда долларов – это запас для выплат по внешним долгам, что подчёркивает Беларусь: старается жить по средствам и тратить столько, сколько заработает.

Что касается прогноза основных параметров, то по базовому сценарию инфляция составит 9%, рост ВВП – 1, 7%, прирост экспорта произойдёт почти на 4%. Вообще, страна продаст больше, чем купит, и ожидается небольшой, но всё же рост производительности труда и заработной платы.

Формирование бюджета на будущий год совпало с работой в Беларуси миссии МВФ, и надо сказать, что правительству удаётся соблюдать баланс ужесточения макроэкономических мер и социальной ответственности перед людьми.

Об основе такой политики Президент говорил на на встрече с высшим духовенством Белорусской православной церкви. Александр Лукашенко заявил, что рассчитывает на более глубокую вовлечённость церкви в социальные процессы.


Подробности – в видеоинформации

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
География:
Новости Минска