В Беларуси отремонтируют семь тысяч километров местных дорог

Качество дорог, без преувеличения, стало одним из брендов Беларуси. Его отмечают гости и с Запада, и с Востока. Но пока это касается в основном республиканских магистралей, по которым, собственно, иностранцы чаще всего и едут.

Качество дорог, без преувеличения, стало одним из брендов Беларуси. Его отмечают гости и с Запада, и с Востока. Но пока это касается в основном республиканских магистралей, по которым, собственно, иностранцы чаще всего и едут. 

Президент же требует, чтобы не только большие трассы, но и дороги местного значения были удобными, скоростными, но прежде всего – качественными и долговечными. И именно для того, чтобы обсудить все вопросы, связанные со строительством и восстановлением дорог (от методов до техники) Александр Лукашенко отправился сегодня в Слуцкий район, где как раз идёт такая реконструкция.

Чтобы добраться из Минска в Слуцкий район, нужно ехать в объезд. Дорогу ремонтируют. Бетонка (кольцевую вокруг Слуцка делают с использованием цемента) – один из способов реанимировать местные дороги.

Масштабно о том, что местные дороги просят ремонта, заговорили весной. К этому времени практически все республиканские магистрали получили второе дыхание, вокруг столицы появилось второе автомобильное кольцо, а вот дороги в глубинке оказались в тени. Тогда же, 5 апреля, Александр Лукашенко поручил проблему исправить – определиться с технологиями и дорожной техникой. И чтобы недорого, а результат был качественным. По государственной программе, которую правительство утвердило в сентябре, дорожники предлагали отремонтировать семь тысяч километров местных дорог. Это примерно 10% от их общего количества. В Министерстве транспорта и коммуникаций посчитали, что задача по силам – нужно уложиться в три года. Дорожники согласились – это вполне реально. И предложили три способа, как это сделать.

Один из них – местные дороги делать полностью бетонными. После модернизации цементных заводов сырья в избытке. Такая дорога обходится дороже, но и служит дольше. Этот вариант подходит для создания дорог «с нуля». Второе предложение идеально для гравийных дорог – его уже опробовали в минувшем году. Машина поднимает песчаный слой, перемешивает с цементом и водой, на выходе получается та же гравийка, но укреплённая. Наконец, третий вариант – технология «холодного ресайклинга» (она исключает ямочный ремонт). Специальная техника поднимает изношенное дорожное покрытие, перемешивает его с битумными добавками и сразу же укладывает.

Президенту сегодня представили все три проекта. Обосновали в теории и продемонстрировали на практике. По бетонным дорогам вердикт однозначный – нужно продолжать. И «гравийный» вариант с укреплением из цемента тоже нашёл поддержку – это будущие пути для подъезда к агрокомплексам или небольшим деревням. Недорогие, но практичные. Сложнее с третьей технологией – ресайклингом. Да, она дешевле других методов на четверть. Да, это по сути, безотходное производство, но вся загвоздка в специальной технике. Пока в стране только две такие машины – в Минске и Брестской области. Министр транспорта предлагает рассмотреть холдинг «Амкодор» (как возможного создателя машин для ресайклинга).

К разговору подключается Министерство промышленности и поясняет – всё дело в количестве. Если нужно по одной машине на область, то проще закупить за рубежом. Другое дело, если такая техника понадобится каждому району. Тогда можно рассматривать серийный выпуск под маркой «Сделано в Беларуси». «Амкодор» готов управиться за три года.

Президент предлагает к местным дорогам подходить, как и к магистральным. Не просто бездумно положить асфальт или бетон и отчитаться. Но просчитать: какое покрытие и какой метод будут более выгодны в том или ином регионе. Учитывать нагрузку на покрытие – и определятся с оптимальной технологией.

Определятся и с техникой, которая нужна под объёмы ремонта местных дорог. И под новые технологии. Минпром совместно с Министерством транспорта и коммуникаций разработают профильную программу.

Рабочая поездка Президента в Слуцкий район не стала исключительно дорожной. Параллельно обсуждали и другие темы. Вот, например, предприниматель из Лельчицкого района представил образцы из гранитного камня. Всё сделано руками белорусских мастеров и из местного сырья. Но есть проблема – карьер, в котором можно добывать такой гранит не разработан. Вместо этого камень покупают за рубежом.

Ещё одно предложение от полесского предпринимателя – обратить внимание на резкое понижение уровня воды в реках. В последние годы от этого начали страдать леса и угодья. Президент поручил разобраться. И ещё раз подчеркнул: природные факторы, конечно, влияют, но многие проблемы из-за элементарной бесхозяйственности. Пролетая над Слуцким районом, Александр Лукашенко обратил внимание, что поля кукурузы затоплены.

Председатель Слуцкого райисполкома Андрей Янчевский обещает пересмотреть стратегию посевов. Он три с половиной года в должности, и Александр Лукашенко подчёркивает, что пришла пора показать, что юг Минщины всегда был образцом агропрома. Например, как местное хозяйство в Новых Рачковичах. Общая рентабельность – 34%. Производство молока и вовсе – 77%. Руководство области отмечает хозяйский подход во всём, начиная от строительства. Траншеи для заготовки кормов здесь возводили хозспособом. Уложились в 50 тысяч рублей. Существенно сэкономили.

В первую очередь, это задание для губернатора области Анатолия Исаченко. Он руководит регионом всего четыре месяца, но государственную аграрную стратегию Президент ставит для него предельно чётко.

Разговор в Слуцком районе получился содержательным. И если подвести под единый знаменатель все затронутые темы (а это и сельское хозяйство, и дороги, и ситуация с импортом), вывод можно сделать один – Президент требует хозяйского подхода.

Подробности – в видеосюжете.

Подписывайтесь на нас в Telegram