Катастрофа пассажирского лайнера в Египте. В субботу утром над Синайским полуостровом потерпел крушение самолёт российской компании «Когалымавиа». Погибли 224 человека. Президент Беларуси одним из первых направил соболезнования российскому коллеге в связи с катастрофой.
Пятый час утра по Гринвичу или 7.13 по минскому времени. В небе над Синайским полуостровом пропал с радаров самолёт Airbus A321 компании «Когалымавиа», выполнявший рейс Шарм-эш-Шейх – Санкт-Петербург. Через 23 минуты после взлёта он не вышел на намеченный сеанс связи с диспетчерами Кипра. В аэропорту «Пулково» надеялись до последнего. Даже тогда, когда все телеканалы уже обсуждали возможные причины трагедии, на информационном табло было обнадёживающее «ожидается». Для многих последние смс от родных и знакомых о том, что скоро они будут дома, были правдивее всех новостей – последней ниточкой, дававшей силы верить.
Но «all correct», то есть «всё правильно» для этого рейса не случилось. Ближе к полудню субботы египетские власти официально объявили, что произошла катастрофа. Самолёт упал в ста километрах от города Эль-Ариш. Воздушное судно полностью разрушилось. Все находившиеся на борту люди – 217 пассажиров и 7 членов экипажа – погибли. Кто же виноват? Одной из первых появилась версия теракта. Борт летел, огибая зоны вооружённых конфликтов. Но в районе падения египетская армия уже больше года ведёт зачистку боевиков. К тому же, спустя несколько часов после катастрофы ответственность за неё взяла на себя группировка «Исламское государство».
«Солдатам «Исламского государства» удалось сбить над провинцией Синай российский самолёт, на борту которого находилось более 220 российских крестоносцев. Благодаря Всевышнему все они были убиты». В подтверждение своих слов сторонники «Исламского государства» также опубликовали видео, на котором якобы виден взрывающийся самолёт и то, как он падает на землю, оставляя за собой след от дыма.
Эксперты распознали в видео фальшивку и отмечают: у исламистов просто нет оружия, способного сбить самолёт на такой высоте. Это, скорее, желание террористов быть причастными к трагедии таким образом. Тем не менее, некоторые европейские авиакомпании полёты над Синаем приостановили.
Первые фотографии из пустыни появились через несколько часов после известия о катастрофе, борт рухнул в безлюдном месте. Самолёт оказался практически полностью разрушен. Следователи больше склонны к версии технической неисправности. Говорят, что капитан воздушного судна накануне указывал на проблемы с двигателем. Весь день и всю ночь в офисе перевозчика «Когалымавиа» шло изъятие документов. Есть мнение, что чартерные авиакомпании нередко экономят на техническом обслуживании своего лётного парка.
Магомет Толбоев, президент корпорации «Авиация», лётчик-испытатель, Герой России: «Вопрос к конкретному самолёту, к конкретному борту. Эти маленькие компании, как правило, содержат богатые люди, это бизнес, а заодно и перевозки. Надёжность их, конечно, ниже».
Авиакомпания «Когалымавиа» занимается чартерными перевозками с 1993 года. С 2012, после ребрендинга, она получила новое название Metrojet. До катастрофы в Египте самолёты «Когалымавиа» ни разу не падали, но вот нештатные ситуации, даже с ранениями пассажиров, случались. И в марте 2014, когда компания проходила проверку в последний раз, как сейчас стало известно, у неё были нарушения. Тем не менее, небо для «Когалымавиа» никто не закрывал, и работа с туроператорами на взаимовыгодных условиях продолжалась. Сам же лайнер 1997 года выпуска эксплуатировался в разных странах. Следственной группе предстоит выяснить, не заслонила ли эта самая взаимная выгода требования безопасности.
Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии: «Туроператор выбирает авиакомпанию по бизнес-критериям, то есть они между собой разговаривают, какие-то выставляют друг другу условия и предложения. Если это устраивает обе стороны, подписывается, конечно, контракт. Здесь была плотная работа у “Когалымавиа” с “Бриско”, и не было до сих пор никаких происшествий».
Что на всё это скажут родственники жертв катастрофы, можно только предполагать. 224 человека, среди них – 29 детей. Из Египта летели в основном семьями. Их на борту было более сорока. Фотография маленькой Дарины Громовой из Петербурга, откуда было большинство погибших, уже стала символом трагедии.
Весь город в слезах. К сегодняшнему общефедеральному, в северной столице России, вероятно, объявят дополнительный траур в день похорон погибших. В скорбном списке, где изначально значились лишь россияне, оказались четыре гражданина Украины и один белорус. Роман Серединский. Путёвкой на египетский курорт его поощрили на работе. 28-летний мужчина родом из Кличева Могилёвской области. В Санкт-Петербург он переехал 10 лет назад, здесь же встретил свою будущую жену. Совсем скоро она вместе с сыном приедет в Беларусь. На похороны мужа. На семейном совете решили привезти его тело на родину. Родственники сегодня выехали в Питер, наверное, на самое страшное свидание с Романом. Их ждёт процедура опознания.
Кроме Романа, в авиакатастрофе погибла и семья Радлевичей: Александр и Алла. Оба жили в Санкт-Петербурге, но родились в Беларуси. Вообще, как выяснилось, злополучный рейс собрал на своём борту десятки невероятных историй любви. Каждая вторая семейная пара летела в Египет по какому-то приятному поводу: кто-то отмечал годовщину свадьбы, а кто-то юбилей супруга или супруги. Поэтому и делали много счастливых фотосессий «на память». Теперь это всё, что осталось у родных и близких. Сейчас всех их ожидают тяжёлые времена: первый борт из Египта уже к ночи должен доставить тела погибших: их родные сдали анализы ДНК, чтобы ускорить процедуру опознания.
Катастрофа в Египте уже названа крупнейшей в истории российской и даже советской авиации. С родственниками погибших скорбят миллионы людей. В России объявлен День траура. Соболезнования в Петербург и Москву приходят со всего мира, в том числе и из Беларуси. Одним из первых поддержку семьям погибших и соболезнование российскому народу выразил Александр Лукашенко.
Заупокойную службу по пассажирам рейса 9268 совершил Патриарх Кирилл. Он говорил сегодня не только об упокоении душ жертв трагедии, но и об укреплении сил их родственников. Единственное, что им остаётся в этой ситуации – это, наверное, только молиться.
Подписывайтесь на нас в Telegram