Вопросы собственной безопасности никому передавать нельзя. Какие бы экономические выгоды это, на первый взгляд, ни сулило, какое бы одобрение у партнёров и раздражение у оппонентов ни вызывало, безопасность – главный приоритет. Подтверждение тому можно было услышать в ходе встречи Президента с коллективом легендарного предприятия МЗКТ – Минского завода колёсных тягачей.

Вопросы собственной безопасности никому передавать нельзя. Какие бы экономические выгоды это, на первый взгляд, ни сулило, какое бы одобрение у партнёров и раздражение у оппонентов ни вызывало, безопасность – главный приоритет. 

Подтверждение тому можно было услышать в ходе встречи Президента с коллективом легендарного предприятия МЗКТ – Минского завода колёсных тягачей.  Тех самых, которые легко перевозят на себе российские межконтинентальные баллистические ракеты. Собственно поэтому партнёры из Союзного государства неоднократно выражали желание купить завод. Они ведь тоже свою безопасность никому передавать не хотят. Александр Лукашенко ещё раз напомнил о том, что о продаже предприятия речь не идёт. И дал этому не только экономическое объяснение.

Нет сомнений: Александр Лукашенко говорил о важном. О том, что касается всех граждан страны. Но, справедливости ради, следует заметить: в контексте начавшейся предвыборной кампании эти его слова могут быть истолкованы оппонентами, как попытка сменить тему. Ведь происходило всё на встрече с коллективом МЗКТ. И вместо того, чтобы обсудить с людьми зарплаты и новые контракты – то, что действительно интересует их и их семьи, Глава государства углубился в международную политику.

Можно предположить, что оппозиция это без внимания не оставит. На то она и оппозиция. Но значит ли это, что безопасность страны в международном контексте не нужно обсуждать с коллективом оборонных предприятий? Отнюдь. Для того чтобы гарантировать безопасность или, как говорит Президент, «не подставиться», нужно, чтобы каждый понимал, почему такие гиганты, как МЗКТ, должны находиться под государственным контролем и приносить доход государству, а не частному владельцу. И уж тем более – зарубежному.

Это ракетный пуск оперативно-тактического комплекса «Искандер» (см. видео – прим. ред.). Говорят, против высокой скорости и активного маневрирования натовские системы ПВО практически бессильны. Понятно, что для российских оружейников – это предмет гордости. Но важную характеристику комплекса – высокую мобильность – обеспечивает белорусское шасси Минского завода колёсных тягачей.

Это движущая сила российского ракетного щита (см. видео – прим. ред.). Тягачи семейства 7930 занимают лидирующие позиции в своём классе. На базе этого автомобиля размещаются комплексы «Искандер», «Бастион», «Бал», часть систем С-400 и «Тополь-М». Здесь, в жёстких условиях полигона, в песках барханах и болоте, характеристики шасси доводят до совершенства.

Тягач, у которого все восемь колёс ведущие, уверенно себя чувствует в различных условиях: «пролетает» через двухметровые траншеи, взбирается на крутые подъёмы и преодолевает глубокие водные преграды.

Юрий Николаев, главный конструктор Минского завода колёсных тягачей: «Применён впервые автомобильный двигатель, до этого были танковые: он по ресурсу превосходит в 10 раз. Цельная кабина для трёх человек, она пригодна для монтажа многих систем вооружения».

О каждой модели МЗКТ главный конструктор завода может рассказывать часами, будь то тягач под ракетные комплексы или новинка для белорусской армии, которая призвана заменить надёжный, но устаревший ГАЗ-66.

Юрий Николаев, главный конструктор Минского завода колёсных тягачей: «Применяли технологии для мелкосерийного производства».

Речь о «Волате» 500200, который сейчас проходит обкатку, но уже заслужил одобрение военных. Так, на Международных армейских играх в Саратовской области машина добавила скорости белорусской команде артиллеристов, которая обошла соперников из Анголы и Венесуэлы и на равных выступила с Россией и Китаем.

Максим Васильев, командир взвода отдельной мобильной бригады: «Наш “Волат” быстрее, чем российские “Уралы”. “Уралы”, конечно, уступают нашему “Волату”. Но, если посмотреть по самой стрельбе, то мы дали нормальный результат».

В целом, за 15 последних лет МЗКТ преодолел путь от тяжелейшего кризиса (старожилы помнят, как приходилось закладывать и помещения, и оборудование) до положения лидера в своей области. Каждый год завод презентует около 10 новых моделей, работает только на заказ, портфель контрактов сформирован на годы вперёд. Причём с конвейера сходят и машины для нефтедобычи, буровых установок, строительства. В географии экспорта больше 20 стран, впрочем, две из трёх собранных машин уезжают в Россию – это ключевой партнёр, который уже не первый год предлагает купить минское предприятие. В принципе это желание объяснимо.

Виктор Литовкин, военный эксперт, руководитель отдела военных новостей ИТАР-ТАСС (Россия): «Это замечательная продукция, замечательные машины. Я был на этом заводе, видел, как налажено производство, какие замечательные шасси там делают белорусские специалисты. В России сейчас серьёзная проблема с импортозамещением. Мы “споткнулись” об Украину, где 500 видов вооружения опирались на агрегаты, которые делала Украина. Двигатели, аппаратура управления… И есть риск, мало ли что может произойти в других государствах, и у нас оборвётся технологическая цепочка».

Александр Алесин, военный обозреватель, журналист интернет-издания «Белрынок»: «Не секрет, что Россия желает, чтобы все важные элементы для их ракетных войск стратегического назначения производились в России или под российской юрисдикцией. Есть желание получить в собственность МЗКТ вместе со знаниями и компетенцией, которыми обладает этот завод. И чтобы Беларусь меньше держалась, они периодически запускают “утки”, что завтра мы сделаем свой тягач и ваша машина не понадобится. Обещали, что к 2014 году все ракеты будут ездить на КамАЗах, но на испытания эти автомобили не поступили».

Точки над «i» в рассуждениях о возможной приватизации завода расставил Президент. Александр Лукашенко посетил МЗКТ, чтобы подробно ознакомиться с состоянием дел на предприятии. Вердикт однозначен: актив, который формировался десятилетиями, а сейчас успешно работает и развивается, продаже не подлежит.

На память коллектив завода подарил Президенту модель реактивной системы залпового огня «Полонез» – это новинка белорусских оружейников, которая, разумеется, установлена на шасси МЗКТ.

Подарок получился весьма символичным: Госкомвоенпром отчитался о выполнении президентского поручения создать собственный эффективный комплекс. «Полонез» – его ещё называют оружием сдерживания – вскоре поступит на вооружение белорусской армии. В перспективе, отмечают эксперты, новинку можно будет продвигать и на зарубежных рынках.

Сергей Гурулев, председатель Государственного военно-промышленного комитета: «То, что есть такая цель – стать самостоятельным игроком на этом поле, – это верно. По оценке шведского института стратегических исследований, Беларусь занимает 15-17-е место в мире. Для нас это хороший потенциал, который не до конца используется».

Разумеется, на рынке вооружений – крайне острая конкуренция. Но эксклюзивный производитель в нём не потеряется. Конечно, при условии стабильной, нацеленной на перспективу работы. А не игр в смену собственника.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram

Персоны:
Президент
Корреспонденты:
Александр Злобин
География:
Новости Минска