Уже 31 января экспозицию Мирского замка пополнит мебельный гарнитур конца XIX века. А пока есть повод увидеть первое в этом году приобретение музея – 337 оригинальных фотографий из архива династии Витгенштейнов. Александр Матяс изучил первые кадры Мира и узнал немало нового об истоках отечественного искусства светописи.

Ровно 70 лет назад под охрану государства был взят Мирский замок. Сейчас этот объект отнесён ЮНЕСКО к высшей категории памятников мировой культуры. Как, например, королевский Вавель в Кракове или московский Кремль. К чему такое сравнение? Да просто славу всем этим архитектурным шедеврам создают ещё и раритеты в их интерьерах.

Уже 31 января экспозицию Мирского замка пополнит мебельный гарнитур конца XIX века. А пока есть повод увидеть первое в этом году приобретение музея – 337 оригинальных фотографий из архива династии Витгенштейнов. Александр Матяс изучил первые кадры Мира и узнал немало нового об истоках отечественного искусства светописи.

Библиотека – одно из немногих помещений замка, восстановленных по фотографии 1930-х. Она не из этого альбома, покрытого рифлёной бумагой ещё в конце XIX века. Легенда уже экспоната гласит: принадлежал Марии Гогенлоэ, составлен старшей дочерью княгини Елизаветой, возможно. Сегодня задача экспертов – сравнить почерк представителей знаменитой семьи, владевшей Миром.

София Шункевич, главный хранитель фондов музея «Замковый комплекс «Мир»: «По сохранности им можно поставить около 90 баллов. Тот, кто их формировал, он уже некоторым образом соблюдал все технологии. Очень правильно подобраны клеевые составы. Мы видим, что этот клей не проявляется на наружной части фотографии».

В первом из двух ретро-альбомов – 109 снимков: портреты аристократов (например, 61-летней княгини Марии верхом на вороной лошади), фото домашнего попугая (под ним чернилами «Coco»). Отдельную группу составляют пейзажи «лесных дач» в Смолевичах, Буде, Деревцах на окраине Налибокской пущи. Сразу три вида старого замка и панорама местечка «Mir».

Ольга Новицкая, научный сотрудник музея «Замковый комплекс «Мир»: «Проставлен год “1889”, поэтому с уверенностью можно утверждать, что это самое ранее фотографическое изображение, выявленное на данный момент».

Автором светописи считают Йохана Хикса. Он служил у Витгенштейнов (девичья фамилия княгини Марии). Среди чёрно-белых фотографий дворца Верки под Вильно – Охотничий зал с чучелом медведя (уж поверьте, на медальоне: «Убит в Минской губернии»). Оттуда – и голова зубра. Трофеи сохранились в баварском замке Шиллингсфюрст. Сегодня собственности князя Константина Гогенлоэ.

Ольга Попко, кандидат исторических наук, депутат Палаты представителей: «Предложение купить поступило от самого владельца в ноябре 2016 года. Мы сами оценили коллекцию по аналогу, как стоят эти фотографии XIX века в Германии на аукционах».

Именно доцент Попко (будучи ещё директором Мирского замка) выявила 337 снимков, ранее неизученных. Сумму в евро в музее не говорят. Мол, не сопоставима со значением артефактов. Взять хотя бы этот портрет: героя войны за освобождение балканских славян от османского ига запечатлел «фотограф их Императорских Величеств». Кстати, уроженец Могилёва.

Ольга Новицкая, научный сотрудник музея «Замковый комплекс «Мир»: «Генрих Деньер, об этом свидетельствует надпись на фотографии с изображением князя Петра Львовича Витгенштейна. И проставлен год “1863”. Юзеф Чехович – это один из известнейших фотографов, который работал в городе Вильно. С него, можно сказать, началась эра документирования архитектуры».

Вообще, на снимках немало «знаков». Допустим, оттиск мастерской на Елисейских Полях, клеймо ателье в Риме, печать «Фотография А.П. Слендзинской» – кто есть кто ещё предстоит изучить. х.

Александр Лойко, директор музея «Замковый комплекс «Мир»: «Обязательно они будут изданы. Более того, я думаю, что мы сделаем сувенирную продукцию».

Неплохой вариант – выпустить своего рода факсимиле альбомов. В подписанном «Werki» обнаружены шесть фотографий замка Радзивиллов в местечке Любча (это под Новогрудком). Как раз сейчас памятник второй половины XVI века возрождают. Можно задуматься над новым маршрутом от Несвижа через Мир и далее по историческим резиденциям Гродненской области. С февраля в Беларуси начинает действовать пятидневный безвизовый режим для граждан 80 стран.

В Году культуры – 2016-м – здесь побывали почти 285 тысяч туристов. Это сколько же кадров?! Однако никто не смог повторить те фотозарисовки 1889-го: во-первых, в конце XIX века в пейзаже появилось искусственное озеро, во вторых, замок – уже не руина.

Cобрание аудиовизуальных источников (одно из старейших в музее) формируется с 1989-го. Однако столь масштабное поступление – впервые. Заметим, в недавно изданном первом из серии каталогов «Коллекции...», первые фотографии Мира ещё значатся как частная собственность. Опыт сотрудничества с немецким князем Гогенлоэ вскрыл целый ряд проблем, решать которые намерена уже депутат Попко.

Ольга Попко, кандидат исторических наук, депутат Палаты представителей: «Нам необходимо развивать систему экспертов, готовить их специально, возить на стажировки. С другой стороны, директор музея не обладает сейчас возможностью просто поднять руку на аукционе, прийти в банк и оплатить сделку. К сожалению, я думаю, что не очень скоро мы получим такой шанс напрямую работать».

Параллельно кандидат исторических наук трудится над докторской диссертацией о коллекциях Витгенштейнов. Музей также продолжит работу по выявлению и закупке раритетов, связанных с бывшими владельцами Мира – заверил в своём дебютном интервью новый хранитель музея.

Копии «первых кадров» памятника, включённого в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, уже показали в Смоленске, Вильнюсе, Париже. Оригиналы фотографий станут основой будущих проектов во славу белорусского Мира.

Подписывайтесь на нас в Telegram