Во Дворце Независимости собрали на совещание представителей правоохранительной системы. Встречу готовили долго и тщательно – чтобы максимально предметно обсудить все вопросы в этой сфере и перед каждым ведомством поставить чёткие задачи, продиктованные временем. А оно требует кардинального повышения эффективности всех структур, не забывая, при этом, об оптимизации.
От обилия знаков различия разбегаются глаза. Следственный комитет, Министерство внутренних дел и Министерство по чрезвычайным ситуациям, КГБ, Верховный суд, прокуратура… О масштабе предстоящего разговора можно судить по количеству приглашённых – 260 человек.
Они на страже мира в стране и общественной безопасности. Как сработали в прошлом году? И насколько готовы к оптимизации? Две большие темы. В целом количество преступлений в стране уменьшается. За прошлый год – на четыре процента. Причём снижение по всем регионам. А за десять лет преступность снизилась почти в два раза. Но у каждой медали две стороны. За год стало больше убийств и покушений. Каждое четвёртое – на почве семейной неразберихи. 80% – в порыве не только страстей, но и алкогольного опьянения. А можно ли было всего этого избежать?
Общий лейтмотив – успехи есть по всем фронтам, но это не повод расслабляться. Бороться с закоренелым и не упускать угрозы нового типа. Террор в Западной Европе, кибератаки, потоки мигрантов, военные противостояния. Не учитывать этого нельзя – подчёркивает Президент.
Беларусь входит в десятку самых безопасных в мире. Но сегодняшнее совещание – всё же публичная работа над ошибками. И здесь Совет Безопасности – своего рода контролёр. Общая оценка – год прошёл спокойно.
Из недочётов: МВД критикуют за недостаточную работу по пресечению оборота наркотиков, в первую очередь в Интернете. Закрываются одни лазейки, тут же появляются другие. За год жертвами наркотиков стали 95 человек – в три раза больше чем годом ранее. Ещё один болезненный вопрос – чистота рядов. Правонарушения, совершённые людьми в погонах, одни из самых резонансных. Министр принимает критику и уверяет: чистка стала делом принципа.
Игорь Шуневич, министр внутренних дел Беларуси: «Я поощряю руководителей и сотрудников, которые выявляют преступления в своих рядах. Это самая лучшая профилактика для всех остальных. Преступник в погонах недопустим».
Уже сейчас МВД выработало критерии оценки собственной работы в целом и каждого сотрудника в отдельности. Эту тему разбирают на примере милиционера, открывшего огонь в новогоднюю ночь. Мол, соседям минчанина не понравился шум. Вызов закончился двумя выстрелами и уголовным делом – в отношении того, в кого стреляли.
Следственный комитет – ещё одна солидная силовая структура. Но работой, по некоторым данным, не перегружена. Лишь в четверти доследственных проверок участвует следователь. А это значит, что у рядового сотрудника в не самом «буйном» районе может быть всего одно дело в месяц. Можно говорить, что в стране спокойно, можно рассуждать на тему оптимизации. Правда, глава комитета выступает за сокращение не людей, а затрат. Мол, сам процесс следствия можно удешевить.
Ещё из экономических показателей – Следственный комитет довёл возмещение ущерба, причинённого преступлениями, лишь до 33%, по коррупции – до 40%. Президент поручает взять эту работу под крыло Генпрокуратуре, которой, подчёркивает, зачастую приходится выполнять функции других ведомств. А ведь её основная задача – так называемый общий надзор, то есть проверка исполнения законодательства. Но и здесь не всё в порядке.
Александр Конюк, генеральный прокурор Беларуси: «Из-за неполноты проверок прокурорами отменено свыше 23 тысяч постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел».
Вопросы справедливости, пожалуй, наиболее актуальны для судебной ветви власти. Нагрузка на неё велика. За год рассмотрены почти 800 тысяч дел – по 700 на одного судью.
Валентин Сукало, председатель Верховного суда Беларуси: «Уровень удовлетворяемости обращений граждан – 96%. За пять лет не допущено ни одного случая необоснованного осуждения граждан».
Вместе с тем Верховный суд самокритичен. Мол, суды страдают от медлительности. Технически не оснащены, а ведь аудиозапись процесса могла бы снять вопросы недовольных. Будущее, по мнению председателя Верховного суда, и за гуманизацией ответственности. Мол, по уголовным делам треть обвиняемых лишают свободы, а это много. Но вот что видится сегодня невозможным, так это сокращение судейского корпуса. Президент подчёркивает: оптимизация не значит механическое увольнение.
Так или иначе, тему оптимизации затрагивает каждое силовое ведомство, и у каждого свой план. Своё видение – в каком направлении развиваться той или иной структуре – и у Президента. Совет Безопасности должен заниматься стратегией, а не подменять собой министров. Генеральная прокуратура – координировать борьбу с преступностью и возмещение экономического ущерба. От Следственного комитета ждут большей раскрываемости преступлений и отстаивания прав простых людей. МВД просят обратить внимание на стиль и методы, и меньшими силами работать более эффективно. У КГБ – свои задачи.
Пограничников ориентируют, с одной стороны, ставить заслон тем, кого в стране не ждут – речь прежде всего о контрабандистах – но с другой, не чинить препоны ни грузам, ни пассажирам. Задача МЧС – не грозить штрафами, а помочь распознать потенциальную угрозу. И, конечно, контроль за атомной электростанцией. Словом, у каждого ведомства своя зона ответственности, но есть и общие посылы.
Сегодня много обсуждали, местами даже дискутировали. Но это споры тех, кому не безразлична обстановка в стране. Хорошо, конечно, жить в богатом государстве, ещё лучше, говорят, в том, где нас нет, но ведь куда важнее просто выходить на улицу и чувствовать себя в безопасности. Не задумываясь. А это всё для многих стран – непозволительная роскошь.
Подписывайтесь на нас в Telegram