Очередной успех медицины Беларуси! Истории счастливого материнства и демографические достижения страны

Высокий уровень специалистов и новейшее оборудование сделали возможным то, что ещё совсем недавно казалось недостижимым.

Пациентка после пересадки сразу двух органов – почки и печени – стала мамой. Случай уникальный по меньшей мере для СНГ. Высокий уровень специалистов и новейшее оборудование сделали возможным то, что ещё совсем недавно казалось недостижимым.

Это, прежде всего, результат планомерно реализуемой в Беларуси социально ориентированной политики.

Эта беременность для Насти могла стать фатальной. 24-летняя мама к врачам обратилась спустя всего пять месяцев после кесарева сечения, хотя минимальное время восстановления – втрое дольше. А когда на УЗИ увидели, что там бьётся не одно, а сразу три сердечка – стало понятно, до конца срока мама не выдержит.

Анастасия Стефанович: «Роды проходили на 33 неделе, так как уже с моей стороны была опасность. У меня первое кесарево сечение было в прошлом году в марте, врачи боялись, чтобы шов не разошёлся, они меня госпитализировали быстро».

Все три девочки здоровы, но какое-то время им придётся побыть отдельно от мамы, чтобы набрать вес и окрепнуть. Врачи успокаивают, сегодня такие младенцы – с весом около двух килограммов – для белорусских акушеров уже даже не «сложный случай».

Константин Вильчук, директор Республиканского научно-практического центра «Мать и дитя»: «Внедрены ряд технологий, которые позволили нам выхаживать детей не только с низкой, но экстремально низкой массой тела. То есть детей, которые рождены в сроке 22 недели с массой тела 500 граммов. Выживаемость таких детей составила около 81%».

Чтобы повысить эту цифру, медики способны оперировать ещё не рождённых малышей. А вовремя распознать, что именно пошло не так, помогут современные диагностические лаборатории в каждом регионе.

Сюда, в республиканский центр «Мать и дитя», приезжают, конечно, беременные с самыми тяжёлыми диагнозами, за год акушеры принимают около четырёх тысяч родов. Каждый случай индивидуален, и иногда становится матрицей – как вести себя врачам и как помогать женщинам с похожими проблемами. Например, именно здесь первыми вели беременность мам, которые сами пережили трансплантацию печени и почек. Таких удачных истории на счету хирургов – уже 26. Это ещё один шаг к снижению уровня младенческой смертности – одного из основных факторов, который определяет уровень жизни в стране, в целом.

И здесь быть в конце списка – лучшее из «возможного»: он составлен по убыванию «смертельных цифр». Сегодня Беларусь на 206-м месте из 224-х стран – у нас на 1000 младенцев – показатель смертности в 2014-м был всего 3,64, а сегодня чуть больше 3-х. Для сравнения, в Нидерландах – 3,66. В развитом Израиле из тысячи младенцев умирают четверо. Цифры, конечно, тесно связаны и с уровнем рождаемости. Если в нулевых на 1000 белорусов рождались девять малышей, сегодня – уже больше 12, и за всё это время ни в один год уровень критически не падал.

И если для статистики, медиков, журналистов эти цифры в сумме что-то значат, то для каждой мамы – это отдельная личная трагедия или счастье. Особенно, когда врачи дают шанс, на который уже и не надеялись. В Республиканском центре трансплантологии даже есть стена с фотографиями – медики называют их «наши дети». Малышей, которые появились у мам, перенёсших трансплантацию органов. А пациенток стараются настроить: фраза «вы никогда не сможете иметь детей» к вам не относится.

Александр Лукашенко в центре – частый гость. Следит за успехами хирургов, ведь начинали вместе. Трансплантология как отрасль медицины в стране начала активно развиваться только в 2005-м. Центр появился в 2010-м, и сегодня он крупнейший в Восточной Европе. 2,5 тысячи трансплантаций – печень, почки, лёгкие, сердце, двойные пересадки взрослым и детям. Это последнее, что научились делать и чем гордятся.

Всё новое в отечественной медицине каждый год представляют на международной выставке. На мировом фармацевтическом рынке белорусы уже давно успешно играют по общим правилам: половина лекарств внутри страны – это «свои препараты».

Валерий Малашко, министр здравоохранения Беларуси: «Фармацевтически мы выросли в объёмах на 15%, и на 145% по прошлому году нас вырос экспорт лекарственных средств».

Идеальную картину в отрасли, конечно, не рисуют. Зарплаты врачей, количество персонала в поликлиниках, очереди к терапевту – есть, над чем работать. Специалисты об этом говорят. Как и о том, что, в принципе, для здоровых людей, которые сталкиваются с болезнью раз-два в год, эти самые очереди не должны служить главным критерием оценки, что происходит с медициной в стране.

Дмитрий Пиневич, первый заместитель министра здравоохранения Беларуси: «Двадцатка в рейтинге – охрана материнства и детства. 50-е в рейтинге комплексной системы здравоохранения (количество финансов, направленных на каждого человека, и ожидаемая продолжительность жизни). Наша основная задача – чтобы оказание помощи в моей деревне в Вилейском районе и на улице Руссиянова в Минске должно быть одинаково».

Данные американского агентства «Блумберг» после исследования «эффективности систем здравоохранения» в странах с населением больше пяти миллионов. Это и доступность лечения, и его качество: Беларусь – на 48-м месте. Крупные игроки – Соединённые Штаты – 50-е, Россия – 55-я.

Именно здравоохранение – то, на что ориентируется и Всемирный банк, и Организация Объединённых Наций в оценке социально-экономического развития региона. Об этом постоянно говорит и Президент – спокойствие в государстве и благополучие в каждой семье.

Плановый осмотр четырёхмесячного Егора. С виду вполне здоров. Казалось бы, ничего особенного, только вот само появление малыша на свет мама называет не иначе, как… чудом.

Марина Ананич: «В этой ситуации чудо в сто раз больше, чем обычно… Я уже давно мечтала о детях, тем более, когда вышла замуж. Какая семья без детей?»

Редкое врождённое заболевание у Марины врачи диагностировали ещё в детстве. А всего за год до беременности женщине пересадили почку и печень. Трансплантологи буквально вытащили её с «того» света, но в том, что после сложнейших операций пациентка не просто захочет, а сможет иметь детей, врачи даже не думали.

Иван Курлович, заместитель директора Республиканского научно-практического центра «Мать и дитя»: «Таких случаев в истории отечественной медицины не было, то есть беременность после трансплантации печени и почки. Если проследить по другим странам, в СНГ также не зарегистрировано таких случаев. В нашей ситуации родился ребёночек с нормальным весом, больше 3 кг, хорошего роста».

Ещё три мамы с похожими диагнозами сейчас в положении. Медики будут пристально следить за их состоянием, чтобы пополнить «хорошую статистику» не только рождаемости, но и успехов в решении медицинских задач – в сфере, где страна не сбавляла оборотов ни в один год своей независимости.

Подписывайтесь на нас в Telegram