Новая точка для «Атласа»

Запуск завода «БелДжи» выходит за рамки событий недели.

Запуск завода «БелДжи» выходит за рамки событий недели. 

Автомобильное производство полного цикла – это заявка на вхождение в короткий список стран, которые гордо могут заявить: «Мы делаем машины!» Стремились мы к этому всегда – ведь в Беларуси уже производили «Форды», «Саманды», «Ситроены» и даже Кадиллаки, но то была крупноузловая сборка. А полный цикл – это, без преувеличения, новый уровень.

В церемонии открытия в пятницу принял участие Александр Лукашенко, который детально ознакомился со всеми нюансами производства. А в субботу Президентский маршрут по «БелДжи» повторил мой коллега Игорь Тур, который, кстати, в прошлом году побывал на производстве автомобилей «Фольксваген» в России. Так вот, сравнив два конвейера, мой впечатлённый коллега готов утверждать, что завод «БелДжи», внимание, по технологичности превосходит производство немецкого концерна, а роботизированную линию Geely можно назвать произведением промышленного искусства.

Это даже не новая страница – новая книга в отечественном машиностроении. Стильный, быстрый, современный кроссовер белорусского производства под китайским брендом Geely. Флагманская модель получила название Atlas в честь титана древнегреческой мифологии, который на своих плечах держал небосвод. И «БелДжи» будет бороться за право держать небосвод белорусской промышленности с другими гигантами отечественного машиностроения.

Открытия нового завода ждали давно. И дело даже не в том, что церемонию торжественного запуска несколько раз переносили. Хотели убедиться, что всё будет работать идеально. На неделе Президент признался, что много лет мечтал о том, что в стране будет выпускаться свой автомобиль. В пятницу Александр Лукашенко вместе с руководством Geely запустил серийное производство белорусских легковых автомобилей.

Цена завода – более 300 миллионов долларов, это первый подобный проект корпорации Geely за рубежом. В том числе по этой причине китайцы сделали всё, чтобы проект был в том числе и имиджевым: здесь только самое лучшее и самое современное. В этом убедился Президент, в этом убедились и журналисты.

В цех сварки комплектующие поступают из Китая в Беларусь через порт литовской Клайпеды, затем по железной дороге до завода. Начинают с моторного отсека и основания пола машины, и затем эта конструкция попадает на главную сварочную линию. Здесь за работу берутся роботы – немецкие машины полностью готовят кузов будущего автомобиля Geely. Причём умная электроника сама определяет режим сварки, исходя из толщины металла.

Затем кузов отправляется на линию регулировки, где уже в ручном режиме корпус усиливается дополнительными точками сварки. После этого на кузов устанавливают двери, крышку багажника, капот и устраняют зазоры и дефекты. Если они, конечно, есть после такой высокотехнологичной сборки. Следующий шаг – корпус поднимается в зону временного хранения, оттуда по галерее – в цех окраски. Это самый зрелищный этап, технология позаимствована у компании Volvo – шведский производитель, напомним, принадлежит концерну Geely.

И опять же всё в автоматическом режиме, вручную покрытие наносят только на подкапотное пространство, дверные проёмы и багажник. Заключительный этап – полировка кузова и воскование. И лишь после этого готовый и блестящий во всех смыслах кузов отправляют на линию сборки.

Первым собирается салон: электропроводка, шумоизоляция, приборная панель и стёкла. Затем шасси: двигатель, трансмиссия, бак, задний мост и колёса. Кстати, автоматическая шведская система определяет качество сборки, и если даже самый обычный болт закручен не до конца, то робот не позволит корпусу пойти на следующий участок до тех пор, пока недочёт не будет устранён. Это и есть гарантия качества сборки.

Кстати, при любой автоматизации процессов, полностью отказаться от рабочих рук невозможно. И на «БелДжи» – симбиоз навыков китайских и белорусских специалистов: одни управляют, другие исполняют.

Чен Вэньань, помощник директора по технической части завода «БелДжи»: «Все сотрудники нашего завода – это белорусские специалисты. Многие, больше 90 человек, прошли подготовку на наших заводах в Китае. Причём это было обучение полного цикла, программа рассчитана на полгода. Так что ваши специалисты теперь могут работать на любом автомобильном производстве в любой точке мира».

И после проверки топливной системы на герметичность Geely отправляют на линию окончательной сборки, где подключают электронику, устанавливают аккумуляторы, фары, бампера, задние двери и сидения. И финальный этап – прошивка электросистемы и тестирование автомобиля.

Любой скептик сдастся, если увидит это своими глазами, автоэксперты говорят, что это один из самых современных заводов во всём СНГ, а производство Geely в Беларуси – это высокотехнологичное шоу в ежедневном режиме. И, кстати, стать зрителем сможет каждый – на «БелДжи» уже готовят к запуску программу промышленного туризма.

Ольга Андронова, руководитель проекта по запуску завода «БелДжи»: «Уже с января мы начнём принимать первых туристов на завод. Причём это будут многодневные туры с посещением производств наших партнёров: БелАЗа и БАТЭ. Гости смогут остановиться у нас в гостинице, изучить весь цикл создания машин и даже принять участие в их производстве. То есть туристы на каждой линии будут надевать рабочую форму, под присмотром наших специалистов помогать создавать Geely, и именно эту машину мы предложим им для тест-драйва».

Драйвером этой программы, да и в целом популяризации Geely на белорусском рынке станет оценка Президента – Александру Лукашенко машина понравилась.

В самом конце рабочего визита Президенту подарили миниатюрную копию первого белорусского серийного автомобиля.

И подарок посерьёзнее был – руководство корпорации Geely, зная, что Александр Лукашенко высоко оценивает перспективы электроавтомобилей, подарило Президенту электрокар. Чтобы развеять сомнения, мол, после Президентской шутки просто быстро сориентировались – история, не вошедшая ни в один эфир. Журналисты ещё утром заметили силуэт этой машины, накрытой тентом, и спросили: «Подарок Главе государства?» Организаторы замялись и немного неуклюже отшутились: «Нет, просто электромобиль». Но журналисты, конечно, всё поняли.

Кстати, не исключено, что со временем под Борисовом будут собирать и электрокары Geely – в руководстве компании готовы к строительству нового производства, если будет интерес на рынке. Кроме того, уже после открытия завода стало известно, что китайская корпорация купила права на производство аэромобилей. То Geely со временем может ещё и взлететь. Впрочем, благодаря Atlas, белорусское машиностроение уже взлетело на новую высоту.

Подписывайтесь на нас в Telegram