Незнакомый Огинский: необычную экспозицию представили в минском «доме масонов»

​«Из дел графа Огинского» – в столице открылась экспозиция, показанная ранее в Париже, Варшаве и Вильнюсе. Основа проекта «Паланэзы на вяртанне» Музея истории театральной и музыкальной культуры Беларуси – архив одной из ярчайших личностей в биографии старой Европы.

«Из дел графа Огинского» – в столице открылась экспозиция, показанная ранее в Париже, Варшаве и Вильнюсе. Основа проекта «Паланэзы на вяртанне» Музея истории театральной и музыкальной культуры Беларуси – архив одной из ярчайших личностей в биографии старой Европы.

В фонды музея-заповедника «Несвиж» включён как «ліст». На четырёх страницах – автограф графа Огинского от 1793 года, рокового. Зимой – второй раздел Речи Посполитой, весной – Михал Клеофас в должности подскарбия (министра финансов Великого княжества). Документ от точки до точки, пока не рассчитан – старо-польский язык. Но уже точно – это залоговая на одно из фамильных имений.

Зинаида Кучер, заведующая Музеем истории театральной и музыкальной культуры Беларуси: «Дзякуючы гэтаму архіву ў нас зроблена шэсць выставак. Адна з іх сёння экспануецца тут, у нашым музеі. Музей Агінскага ў Залессі – вялікая колькасць дакументаў там. Сёння даследчыца Святлена Немагай, яна падрыхтавала кніжку да выдання».

Монография посвящена знаменитому композитору. Скорее, незнакомому. Сегодня в Беларуси хранится 5912 «листов» Огинского. Это цифровые копии из Москвы, куда архив передал ещё сын графа. На экспозиции реплики можно и даже нужно: трогать, читать... Вдруг что-то откроется. Пять томов – лишь часть изданного в Литве к 250-летию со дня рождения видного общественного и культурного деятеля центральной Европы.

Рамоюс Крауелис, глава Департамента архивов Литвы: «Есть действующий договор между архивными службами, мы меняемся копиями. В прошлом году был совместный проект по выявлению документов, связанных с родом Огинских».

У соседей о великой семье – минимум три постоянных экспозиции. У нас та, что сегодня представлена в минском Доме масонов – вторая. На 10 квадратах кураторы попытались воссоздать атмосферу эпохи классицизма. Мебель – начала XIX века, аналогичная стояла в «Северных Афинах» Михала Клеофаса.

Первые попытки показать мемории Огинского датируются началом XX века. Мария Жебровская – последняя хозяйка Залесья – обновляя дворец под летний пансионат для аристократов из Варшавы и Вильно, решила создать так называемый кампазітарскі пакой. Им стал бывший кабинет автора полонеза, любимого до сих пор во всём мире.

К «Паланэзам на вяртанне» – через стенд о Михале Казимире: легендарном гетмане-кларнете, дяде Михала Клеофаса. Так что вполне логичным был выбор именно этого уголка музея под вернисаж до конца осени.

Зинаида Кучер, заведующая Музеем истории театральной и музыкальной культуры Беларуси: «Што наперадзе? Мы хочам зрабіць экспазіцыю, выстаўку, якая тычыцца менавіта перапіскі Агінскага з дзецьмі».

Оригинал же письма графа сегодня – час на публике и снова в сейф. Заметим, это была не последняя возможность увидеть неизвестную рукопись известной личности. Даты и время спецпоказов в музее сейчас формируют.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Александр Матяс
География:
Новости Минска