Нетипичное уплотнение

​Тема уплотнения либо сноса частного сектора для нужд города обычно вырастает в проблемный репортаж. Напомню, что законодательство предусматривает четыре вида компенсации: деньги, квартиру, дом или участок в том же населённом пункте.

Тема уплотнения либо сноса частного сектора для нужд города обычно вырастает в проблемный репортаж. Напомню, что законодательство предусматривает четыре вида компенсации: деньги, квартиру, дом или участок в том же населённом пункте. 

Но, как правило, на деле речь идёт только о первых двух способах, ведь у больших городов нет свободной земли. Поэтому неудивительно, что четверть всех конфликтов заканчивается в суде.

Но вот неделю назад, в интервью моему коллеге Дмитрию Бочкову депутат Валентин Милошевский рассказал о брестском прецеденте, когда жители сносимых домов оказались вполне довольны решением своего жилищного вопроса. Моя коллега Ирина Никитина, оправившись от удивления, убедилась, что индивидуальный подход к проблеме человека всё-таки возможен.

Спустя 34 года со дня выхода фильма деревня осталась только за спиной героя, скоро тоже пойдёт под снос. Парадокс – экранная история повторилась в жизни. Знаменитые «Белые Росы» снимали в Гродно, в деревне Девятовка. За десятилетия город окружил частный сектор плотным кольцом. На месте дома, где якобы жил Федос Ходос, уже роют котлован под многоэтажку, на чемоданах живут и соседи.

Раисе Степановне уже 86, больше полувека она прожила здесь – на соседней с киношным Ходосом улице. 20 соток земли, свой огромный сад, груши, машина, яблоки, вишни, даже орех – уже настраивается на переезд в квартиру. Годы не те, да и здоровье подводит.

Скорей бы переехать, говорит и сын пенсионерки Константин. Снести деревню пообещали уже через два года после съемок «Белых Рос», но больше половины домов (через дорогу от стройплощадки) всё ещё на месте тихо разрушаются. Надежду вселили очередные оценщики, которые на днях измерили деревья и постройки.

Поменять свой дом на квартиру в многоэтажке, как и герои фильма готовы не все в Белых Росах. Это один из самых болезненных вопросов, «на встрече» города и деревни. Что дадут взамен?

Это история, когда частные дома город «подвинул» дорогой. Уникальный для страны и Бреста проект грандиозной стройки (второй очереди Западного обхода) приобретает всё более явные черты. Бетонный титан диаметром 140 метров поднимется ещё на десять над землёй. Движение пойдёт по кругу – на протяжении двух с половиной километров. И плюс четыре съезда – они, как новое дыхание для тех районов, что задыхались в пробках.

И если для большинства брестчан мост с развязкой – решение, то для 40 семей, живущих на Поплавского, он – цена собственных домов. Решение, что на данном участке будет мост, год назад для людей прозвучало как приговор. Тогда местные власти успокоили – всё компенсируем. Во время рабочей поездки в этом августе точку в вопросе, что люди получат взамен, поставил и Президент.

Новые дома для тех, кого подвинул «Западный обход» строились практически параллельно. Получился новый коттеджный посёлок в родном районе со всеми коммуникациями, дорогами, тротуарами (возвели за четыре месяца).

Переезжать в новый дом Валентина готовиться в конце месяца, со всей своей большой семьей – шесть человек. После приёмки начнут перевозить вещи. А пока маленькая Моника выбирает комнату в новом доме. Он на две семьи – отдельный вход, двор, как и на старом месте, даже прежние соседи.

К переезду готовиться иАлександр Иванович. Немного грустно, говорит пенсионер, тут он родился, женился, обжился хозяйством. Что ни дерево – история. Но там, уверен, будет лучше – на новом месте их с супругой ждёт комфортный дом, участок на 15 соток. Всё по-честному, как и обещали.

Александр Ласкович, пенсионер: «Нас же никто не бросил на произвол судьбы, нам выстроили прекрасные домики. Хоть на старость лет дед отдохнёт».

Для эстетики посадили деревья и газон. В городской черте земли не пожалели, улица Высоковская от Поплавского в десяти минутах ходьбы. Из 15 домов: пять индивидуальные, остальные – двухквартирные. Пожелания будущих жильцов по внутренней отделке тоже учтены.

Анатолий Петринич, генеральный директор компании «Полесьежилстрой»: «У каждой семьи был выбор: либо получить благоустроенную квартиру в одном из районов города, либо переселиться в тот же район, но в аналогичное жильё – семьям полностью возмещаются те квадратные метры и то качество жилья, которое у них было».

Жители легендарных Белых Рос в своей истории переселения хотят, чтобы их оставили хотя бы на том же месте, пусть и в многоэтажке напротив.

Станислав Тежик, житель г.Гродно: «Многие люди здесь родились, прожили всю жизнь, а их совсем в другой конец города отправили жить».

Но это будет зависеть от воли застройщика. В любом случае жители остаются в выигрыше, уверяют городские власти, новая квартира вместо пожилого дома – хороший обмен.

Борис Федоров, председатель Гродненского городского совета депутатов: «Все получают новые квартиры типовых потребительских качеств, ни у кого жилищные условия не могут быть ухудшены, это запрещено законодательством».

Девятовка, которую в народе давно в честь фильма прозвали Белыми Росами, полностью исчезнет с лица земли максимум через пять лет. Из узнаваемых останутся только те самые многоэтажки, куда переезжали герои. И колодец, рядом с которым Федос рубил голову Мишке Киселю. Летом к нему добавят деревянного Валета и обновят табличку. Ведь теперь это место, неважно в статусе города или деревни – часть туристического маршрута по киношным местам, знакомым каждому белорусу.

Подписывайтесь на нас в Telegram