Необычную аллею из корабельных якорей создают в Бешенковичах

В Бешенковичах создают необычный музей под открытым небом. В городском парке появится аллея якорей. Некоторым экспонатам более трёх веков. Все артефакты нашли на дне Западной Двины. Когда-то здесь был крупный порт, а сам городок считался центром речного судостроения.

В Бешенковичах создают необычный музей под открытым небом. В городском парке появится аллея якорей. Некоторым экспонатам более трёх веков. Все артефакты нашли на дне Западной Двины. Когда-то здесь был крупный порт, а сам городок считался центром речного судостроения.

Температура воды не больше 15 градусов, сильное течение, видимость всего полтора метра, но подводных охотников за сокровищами это не останавливает. Метр за метром исследуют дно Западной Двины в поисках затонувших кораблей. Правда, интерес представляет всего одна деталь – якорь.

Андрей Бурнейко, житель г. Бешенковичи: «По дну идти всегда внимательно нужно, чтобы не пропустить. Даже просто иногда обращаешь внимание на какую-то неровность, чтобы покапать. Вполне вероятно, что может лежать якорь».

В частной коллекции бешенковичского краеведа почти три десятка якорей. Это улов за шесть лет. Никаких специальных средств во время погружений не использует, на большой глубине работает без акваланга. Самая продолжительная поисковая операция длилась восемь часов.

Андрей Трубецкий, частный коллекционер, краевед: «История якорей – это история не только самого якоря. Как он на дно упал, как его производили, какого размера корабли ходили, что перевозил. Когда ты начинаешь от якоря, ты приходишь к кораблю, приходишь к команде и грузу, а это уже огромный пласт исторических данных».

Самому ценному экспонату минимум 300 лет. На нём обнаружили даже специальный орнамент (клеймо производителя). Якорь с аналогичным оттиском несколько лет назад подняли со дна Днепра под Могилёвом. Зная об увлечении земляка, местные жители иногда помогают пополнять коллекцию.

В коллекции есть конструкции как заводские, так самодельные. Местные под якоря приспосабливали даже камни. А после Великой Отечественной войны была популярна серия, когда якоря делали из бывших снарядов или танковых гусениц.

В подводных экспедициях краеведы находят не только якоря. Поднимают керамику, блёсны, гарпуны, а также топоры. В коллекции уже 140 штук. Дно реки в черте города буквально усыпано ценными артефактами. 200 лет назад здесь была пристань – каждый день встречали и провожали речные корабли.

Станислав Леоненко, учитель истории Бешенковичской гимназии-интерната: «Только в Бешенковичах могло быть нагружено и отправлено в Ригу много судов. В 18 веке Бешенковичи занимали второе место после Витебска. В Витебске 300 кораблей, барок было отправлено, в Бешенковичах было 200».

Прикоснуться к истории, узнать больше о славном судоходном прошлом Бешенковичей вскоре смогу все его жители. Часть своей коллекции Андрей Трубецкий решил передать городу. Строительные работы на месте будущей аллеи якорей в самом разгаре.

Наталья Апанасёнок, начальник отдела Бешенковичского райисполкома: «Создание якорной аллеи тесно связано с символикой нашего городского посёлка, с гербом, на котором мы сегодня видим нашу Западную Двину, лодку, которая напоминает нам о прошлом историческом нашего района».

На постаментах установят якоря, которые использовали в речном судоходстве с середины 17 века до второй половины 20 века. Не исключено, что на туристической карте региона со временем появится и Бешенковичский музей под открытым небом. 

Подробности – в видеосюжете

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Олег Шапель
Операторы:
Олег Горюнов